Пишет eldie
''Золотую эру'' 80-х можно по праву назвать эпохой Bеликого тандема: Майкл Джексон - Куинси Джонс, подаривших миру 3 феноменальных альбома: ''OTW'', ''Thriller'', ''Bad''.
Яркий, солнечный, позитивный ''Off the Wall'', включающий в себя такие музыкальные стили как фанк, диско, соул, софт-рок, джаз и баллада, получил такие же солнечные и позитивные рецензии. В духе времени, но на все времена! В каждом из этих стилей были свои ''короли'' и ''титаны''. Tак в чём же тогда заключался феномен ''OTW''?
Все эти названные стили, хотя много чего впитывали друг от друга, но как-то шли параллельно, не имея общих точек пересечения. Границы между ''чёрной'' музыкой и ''белой'' были чётко обозначены...
Сверходарённость Майкла была уже фактом признанным и неоспоримым ещё со времён ''Jackson 5'', но именно ''OTW'' является точкой отсчёта Величия Майкла, сумевшего с гениальной простотой и виртуозностью, как никакой другой артист, ''размыть'' эти границы.
Но факт остаётся фактом. И уже в альбоме всех времён и народов ''Thriller'' он только подкрепляется и утверждается.
Отныне стили в их ''чистом виде'' становятся лишь условностью.
Шаг, сделанный от ''OTW'' к ''Thriller'', вроде небольшой, но уверенный и впечатляющий. C одной стороны, он как бы является усовершенствованным продолжением первого , но на передний план выступает жанр, на сегодняшний день имеющий не слишком лестную репутацию у довольно значительной части аудитории .
Хотя понятное дело, что такие ''поп-шлягеры-суперхиты'', как ''Белые розы'', или ''Миллион алых роз'', или ''Жёлтые тюльпаны'', или ''Горная лаванда'' ( если брать за пример только цветы) не имеют ничего общего с жанром ''поп'' Майкла Джексона.
''Поп'' Майкла Джексона мне представляется пышноцветущим деревом, от центрального ствола которого расходятся множество ветвей : как ''чёрные'' - соул, фанк, госпел, джаз, R&B, так и ''белые'' - рок, электронная музыка, а также элементы классического симфонизма и полифонизма...
Ну, и завершает эту ''триаду'' альбом ''Bad'' , целиком и полностью соответствующий облику Mайкла: такой же дерзкий, красивый , сексуальный, крутой.
В этих 3х альбомах можно найти как множество сходств, так и множество различий. Несмотря на то, что по структуре песни довольно прямолинейны (куплет-припев-куплет), но они достаточно сильны, чтобы выделяться.
Аранжировки Куинси всегда отличаются изысканностью, рафинированностью, тонким переплетением джазовой импровизации, симфонических, полифонических элементов и электронной чувствительности. Доведённые до совершенства партии оркестра наполнены глубокими тонами духовых инструментов, акустической гитарой и мягкими, мечтательными струнными, набирающие силы очень осторожно, но делающие это с невероятными эмоциями. Перкуссия поражает своей массивностью и в тоже самое время деликатностью. Каждый ритмичный трек просто сражает наповал своей танцевальной соблазнительностью, грувом и драйвом.
Непеременный атрибут - гибкий, мелодичный бас, который буквально щеголяет своими фанковыми риффами, в то время как мелодии увиваются вокруг. Характерная особенность Куинси - бас с джазовым сурдинным ( приглушённым ) эффектом. С ролью имитации контрабаса в джаз-бэнде, здесь отлично справляется басовый синтезатор с мягким, тёплым звучанием и затухающими гармониками..
Каждый новый альбом хоть и отдаёт почести предыдущему, возвращаясь к своим корням, но и не засиживается на старом материале. Поэтому неудивительно, что со сменой музыкального регистра и музыкальной ориентации, нам каждый раз открываются всё новые и новые грани.
В ''OTW'' Майкл обращается к таким жанрам, как соул, диско, софт-рок, smooth-jazz, где мелодичность, плавность , текучесть музыкальной мысли является одним из основных критериев. Обратите внимание, что в этом альбоме, как правило, нет контрастных сопоставлений ни между куплетами-припевами, ни между тембрами инструментов и даже зачастую бэк-вокал исполняет только сам Майкл ( такие вот разливы и потоки одной и той же реки). И здесь как нельзя более логичен робкий субтон или бросающий нас в дрожь сексуально-чувственный фальцет, а также унаследованные от Дайяны Росс ooooooooohhs .
''Thriller'' нам уже запомнится не фальцетом, который хорош для диско, но менее уместен здесь. Легендарная ''вокальная икота'' или vocal hiccup, точно также как Moonwalk и Step on toes, существовала задолго до Майкла, но именно у Майкла она становится ''визитной карточкой''.
Eсли кто не знает, что такое Step on toes, небольшая демонстрация:
И, наконец, в ''Bad'' это вам уже не мягкая, покладистая, домашняя кошечка, которая только мурлычет от удовольствия. Это уже маленький тигрёнок, который ещё не так уж опасен, но даёт понять, что и зубки и коготки у него есть, да и порычать может, если что! И если Майклу пришлось где-то оставить далеко позади ''хорошо приглаженный'' , ''эстетичный'' вокал, то этого требовала логика музыкального жанра , да и просто логика..
DANGEROUS
Начало 90х ознаменованы приземлением на Планету R&B стиля New-Jack Swing, который можно сравнить со вспышкой, точно такой же яркой, молниеносной, кратковременной...Идущий в ногу со временем, Майкл Джексон решил воспользоваться возможностью прокатиться на волне New Jack Swing, таким образом окончательно перевернув страницу диско-фанк и поп-рок эры. На смену богатым, мелодически гениальным аранжировкам Куинси приходит ритмическая ''Haute Couture'' Тедди Райли.
Звучание нью-джек-свинга можно описать как смесь хип-хопа (спродюсированного достаточно грубо, что совсем неудивительно, если учитывать, что альбомы записывались 19-летними подростками на дешёвых сэмплерах) и той музыки, на которой основывали свой успех лейблы вроде Motown: популярного соула, рождённого под чутким продюсерским руководством.
Всю затею с нью-джек-свингом можно рассматривать как желание продюсеров отхватить рыночную долю, адаптировав коммерчески успешный юношеский пыл к проверенной десятилетиями схеме производства популярной чёрной музыки: эмоциональной, сексуальной, ровной, но в первую очередь – Взрослой. По-видимому, они пожелали добавить этой классике "остроты" (термин, который был ключевым для музыкальной прессы 90-х), чтобы выжить на рынке. Из этих соображений в популярной урбан-музыке и появились хип-хоп ритмы, сэмплы и элементы хип-хоп продакшна. Если это в действительности было продюсерской тактикой, то нынешние чарты подтверждают её успешность. Ориентируясь на уличное звучание и уличный маркетинг, сам Motown испытал в девяностых новое перерождение благодаря таким популярным нью-джек-свинговым проектам, как Another Bad Creation и Boyz II Men .
Но что же отличает нью-джек-свинг от прочих стилей, скажем, от быстрого R&B? Официального определения нет, ведь это стиль с ещё не написанной историей. Bell Biv DeVoe предлагают свой вариант в комментариях к одному из своих альбомов: ''Хип-хоп по духу, смягчённый влиянием R&B и вызывающий ассоциации с поп-музыкой''. Как бы то ни было, основной предпосылкой к появлению нью-джек-свинга стала его ''острота''
Однако для этого мало было ввести в репертуар взрослую лирику, ведь стиль этот в первую очередь воплощался в саунде, которым заведовали продюсеры, среди которых первым и лучшим стоит признать Тедди Райли.
Музыка подчинилась требованиям ''уличного'' звучания. Дорогостоящие контракты подразумевали необходимость высококачественного продакшна, что на практике означало работу в профессиональных электронных студиях. Вычищенный звук даже и не пытался скрыть своего цифрового происхождения. Так же, как и в электрофанке, целью нью-джек-свингового саунда было достижение наиболее чётких высоких частот и массивных басов. Даже малейшие помехи и виниловый треск, которые проскакивали к сэмплах, превращались в ритмические акценты, а чаще всего даже специально создавались в студии.
Треки действительно рождались в студиях, зачастую их создавали продюсеры с музыкальным образованием. Партии синтезаторов игрались вживую, периодически музыканты крутили на них ручки, подобно тому, как это делалось в хаусе и техно того времени. Это было похоже на настоящую одержимость синтетическим звуком, нанизанным на жёсткий бит, ненавязчивый вокал, позвякивания и побрякивания, сексуальные намёки и заверения в романтических чувствах. Рэп-читка сводилась к минимуму (иногда ей отводились только специальные вставки и брейки), к тому же она оттенялась гармонизированным томным вокалом. Сам термин ''свинг'' имеет отношение к ритму, который являлся комбинацией прямых восьмых и смещённых шестнадцатых долей (в Европе эта музыка была известна под названием ''свингбит''; свингбит продолжил своё существование в Голландии – настоящем оплоте нью-джек-свинга).
Нью-джек-свинг, в отличие от, например, гранджа, был плодом не независимого музыкального комьюнити, а коммерциализированных, ориентированных на чартовый успех продюсеров. Как следствие, его успех очень сильно зависел от актуального на тот момент звучания, будь то цифровое эхо в восьмидесятых или автотюн в начале ''нулевых''.
''Dangerous'' становится одним из самых ярких альбомов эры New-Jack и позволяет Майклу привлечь более урбанизированную публику, с одной стороны, и разочаровать ту часть аудитории, которая придерживалась совета Дебюсси, что ''музыка смиренно должна доставлять удовольствие...'' ( ''La musique doit humblement chercher à faire plaisir, l'extrême complication est le contraire de l'art'' ).
Действительно, в New-Jack мелодия уже не льётся, а рвётся. Самой мелодичной в этом жанре можно назвать ''Remember The Time'', в которой находили анналогии с ''Rock with You'' альбома ''OTW''. А также поклонники ''классического'' Майкла найдут свою отдушину в ''Gone Too Soon'', напоминающей своей чистой, интимной эмоцией ''She’s Out Of My Life''.
Но если музыка ''Dangerous'' стала конкретно проигрывать в мелодичности, элегантности аранжировок, то заметно обогатилась новыми красками. Только в вокальная палитре Майкла добавился битбокс, скретчинг, его непоторимый речитатив - flow, а также хрипловато-гортанный и ворчаще-рычащий growling.
Музыку по-прежнему заводит бас, но только уже не своей изворотливостью и мелодичностью, а своей жёсткостью, массивностью, а главое, низкочастотностью.
Вообще, аранжировки Куинси - это живописное полотно, где рельефные мелодические завитки плавно переходят в роспись. Вся орнаментика характеризуется легкостью и изяществом. Яркие краски незаметно сменяются нежными пастельными тонами. Ну а у Райли они, скорее, напоминают архитектурное сооружение...
Продолжение следует...
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если в Bad Майкл такой вот хорошенький тигренок
То Dangerous это уже настоящий тигр! Черная Пантера.
Вот почему мне так нравится History!......
Отредактировано Яська (2011-12-01 14:39:13)