Сегодня я снова думала о Моцарте... Тема эта для меня неисчерпаемая, а в последнее время она приобрела в моей голове еще и целый ряд совпадений, сравнений, аналогий...
Вольфганг Амадей родился гением, это знают все. Свой первый концерт перед аристократической публикой родного Зальцбурга дал в 3 года. В три! Кем же был отец вундеркинда? Кроме того, что главным капельмейстером в городе - известно не много. Звучит красиво, конечно, но на самом деле должность эта ничтожна, никем особо не празднуема, с мизерным жалованием. Естественно, Леопольд Моцарт сразу понял все преимущества положения отца чудо-ребенка. И начал воплощать в жизнь свои честолюбивые планы. В 5 летнем возрасте маленький мальчик начал свое первое турне по Европе. Вот уж у кого не было детства! Совсем не было...
Пытаясь вообразить себе отца Моцарта, приходит в голову странная мысль - уж не Джозеф ли Джексон, хитро щурясь, смотрит на меня из-за "темной занавесочки" истории?
Есть один достоверный факт. Раз в году, кажется на Сочельник, в главном соборе Зальцбурга исполнялась кантата, партитуру которой держали в секрете. Она считалась священной. Шестилетний Моцарт, придя домой, полностью, от первой до последней ноты записал ее на бумаге. (Где-то совсем в другом времени и в другой стране, маленький темнокожий мальчик, увидев выступление великого танцора Фрэда Астера, полностью воспроизвел этот танец. Отец не раз подчеркивал в своих интервью, что никогда не нанимал для Майкла учителя в этом жанре.)
Первый контракт с оперным театром Моцарт заключил, когда ему было 12 лет. Его жизнь всегда шла по ускоренному сценарию. Музыки, самого главного смысла этой жизни, было создано такое количество и такого высочайшего качества, что никакому объяснению - (как и когда) - это не поддается.
И конечно-же самой невероятной, до сегодняшних дней, является его смерть. Конечно же, ему не подсыпали яда и не убивали его физически. И уважаемый в музыкальных кругах маэстро Сальери не был напрямую причастен к пущенной кем-то дурацкой сплетне. Но...
К истощенному тяжелейшим трудом и бедностью композитору однажды вечером приходит человек в черной венецианской маске. Он платит ему щедрый аванс и заказывает «Реквием» - заупокойную мессу. При этом, зная впечатлительную натуру Мастера, человек ведет себя загадочно и сурово. Он говорит полушепотом и озирается и выказывает признаки нетерпения. Надо ли говорить, что Моцарт ловит каждое его слово — ведь он сразу решил: этот Реквием он будет писать для себя самого. (по некоторым данным заказчиком являлся вельможа, желавший присвоить авторство).С этого момента начинается роковой отсчет недель, дней, минут... (This is it)
Режиссер Милош Форман в своем гениальном фильме «Амадей» пошел дальше этой общеизвестной истории. Он надевает черную маску на друга и соратника «по цеху» - Антонио Сальери. Таким образом, мотивами убийства все-таки становятся профессиональная зависть, тщеславие и жадность, и способ выбирается более «интеллектуальный», чем яд в бокале...
Чтобы увидеть «черные маски» в наше время, не нужно углубляться в дебри истории. Мы видели их совсем недавно, каждую со своим мотивом, вокруг человека, чье имя, как и имя Моцарта, никогда невозможно будет забыть...
Предлагаю послушать известную часть «Реквиема» - Lacrimosa. Исполнение не совсем обычное, но это один из примеров обработки, сделанной с умом.[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=_j7Vh1CvjUc[/youtube]