Хочу добавить, с Вашего разрешения, в наши философствования немного космоса. Мой вечный "лекционный" пример, К.Циолковский и его мысли. Мы можем не разделять его взгляд на проблему "Гений и человечество", но он не так уж далек от истины...))) ИМХО...
Предлагаю Вам выдержки историко-философской работы "Гений среди людей" Константина Циолковского (1918 г.). Изучайте, думайте, не соглашайтесь…
Значение гения
"Гений придумал нож, пилу, молоток.., приручил животных, научил людей земледелию.., изобрел машины.., открыл железо.., открыл драгоценные свойства веществ... Гений превзошел самого себя. Он дарует жизнь больным, спасает умирающих, искалеченных, заменяет оторванные руки и ноги искусственными, возвращает голос и зрение, дает слух, восстанавливает разрушенные органы, научает быть здоровым и жить долго...
Благодеяния истинного гения вечны, они никогда не исчезают, а сыпятся непрерывным потоком, как из рога изобилия. В то же время они материальны, они составляют чистое золото, драгоценные камни, хлеб, одежду, всякие удобства и т. д.
Как бы ни казались дары гения духовны, они всегда сводятся к
материальному. Положим, гений научит людей сдерживать свои дурные страсти: избегать драки, ругани, соперничества, войн. Что духовнее этих даров? Однако результатом их будет усиленная производительность народов... производство продуктов, вследствие чего и является улучшение жизни и устранение нужды.
Есть целые многомиллионные народы, которых изобретения и мысли гениев почти не коснулись. Более половины людей еще пребывают во мраке, нищете, бессилии и злодеяниях. Они во власти природы. ... Но тот же гений указывает, что мысль еще двинет все человечество и поставит его на бессмертную высоту, что благодеяния мысли дойдут до самых низов, даже до
животных. И те почувствуют (хотя и без сознания) дары мысли. А чему нельзя помочь, то будет погружено в нирвану или небытие (временно, конечно)... Мы почти верим в это.
Гений и семья
Прежде всего гений родится и живет в семье... семья сама может стоять не высоко, она только таит в своих недрах великое. Галилейский учитель только после смерти отца, вероятно, мог отдаться всецело своей проповеди. Жена Сократа, Ксантипа, была, кажется, недовольна мужем и, по преданию, обливала
его в досаде помоями.
Жены, семьи, братья, родственники всего менее верят в своего гениального члена и судят о нем обыкновенно по внешним успехам, которые сначала бывают очень сомнительны и даже отрицательны... Вот почему гений бежит от семьи, оставляет отца и мать, оставляет родню и близких, чтобы найти друзей по духу, которые и идут с ним на муки, на посмеяние, на костер и на казнь.
Гений и земляки
Земляки и товарищи гения в отношении понимания относятся к нему, как и родственники, недостает только любви и снисхождения (родственного пристрастия) да прибавляется зависть и недоброжелательство...
Идеи и первые попытки их осуществления подвергаются осмеянию, и редко при жизни изобретателя осуществляются его мечты. Их осуществляют последующие поколения, иногда через десятки, а иногда через сотни и тысячи лет. ... Чем грандиознее идея и ее польза, тем слабее бывает первое исполнение. Причина понятна. Это - трудность ее реализации.
Галилейского учителя много раз пытались забросать камнями, которых так много в его стране, Его называли полоумным, бесовским сыном, помощником дьявола и другом негодяев. Намекали на незаконность его рождения. В конце
концов пригвоздили к столбу с перекладиной. Сократа заставили выпить яд...
Колумба заковали в кандалы.
Слабость людская более склонна почитать и возвышать умерших. Полезнее поддерживать живых гениев.
Гений и специалисты
Еще печальнее отношения гения и специалистов...
Привожу тут еще исторические факты в доказательство того, что
человечество в лице даже высших своих членов не узнавало и не ценило своих мыслителей, изобретателей, реформаторов и других благодетелей, которыми двигался прогресс и благодаря которым человек удалился от состояния животного и приблизился к небу.
Все знают, что великий Галилейский учитель был унижен, оплеван, бит и повешен духовенством своего народа - лучшими, отборнейшими людьми.
Также Л. Толстой был отлучен от церкви Синодом, и только политические соображения спасли его от каменного мешка.
Колумб возбуждал веселый хохот среди передовых людей своего времени, был в цепях, и даже открытая им Америка была названа не его именем...
Паллиси, изобретатель фаянса, сжег крышу своего дома, чтобы закончить опыты...
Пифагорейская школа была осмеяна за то, что считала Землю движущейся пылинкой во Вселенной. Этого не могли переварить даже такие гении, как Платон, Архимед и Птолемей.
Кеплер сидел в тюрьме... Коперник дождался издания своего сочинения только на смертном одре...
Гальвани подвергался осмеянию глупых и умных. Его называли лягушачьим танцмейстером, так как он производил опыты с лягушками.
Примеры эти бесчисленны.
...Длинными рядами проводит перед нашими глазами история этих осмеянных, забитых, обезглавленных и сожженных светочей мира, один волосок которых стоит более миллиона средних людей.
Слабости гениев
Таланты и гении в жизни они иногда слабее и ограниченнее всех. Пушкин, этот глубокий психолог, говорил про талант:
"...и всех детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он".
Кроме обычных недостатков, свойственных всем людям, гении в силу своего сосредоточения и таланта имеют еще особенные и специальные недостатки. Они рассеяны. Увлеченные своей идеей, они пренебрегают приличиями, ближними и жертвуют всем, лишь бы восторжествовала их мысль...
... гении умиляют нас бескорыстием, сосредоточенностью и преданностью своей идее...
Ньютон совсем не знал женщин... Когда Ньютон писал свои "Принципы", то он, поглощенный своими мыслями, забывал одеваться и есть. Однажды он пообедал, но не заметил этого. И когда пошел по ошибке обедать в другой раз, то очень удивился, что кто-то съел его кушанья. Лейбниц был целыми месяцами как бы прикован к письменному столу. Миль ходил по улице как автомат. Кюри был раздавлен насмерть в таком состоянии ломовым. То же было и с Костомаровым, но его раздавили не до смерти. Дидро забывал дни, месяцы, годы и имена близких людей. Гоголь, Гете, Сократ, Архимед не замечали смертельной опасности во время своей работы. Ампер, уходя из своей
квартиры, написал мелом у себя на дверях: "Ампер будет дома только вечером". Но он случайно возвращается домой еще днем. Читает надпись на своих дверях и уходит обратно, так как забыл, что он сам и есть Ампер.
...Мозг талантов... средней величины... Это и понятно, так как
гениальность есть не столько количество, сколько качество...
...Разумеется, есть гении нравственности (Будда, Иисус, Конфуций, святые). Они судили бы справедливо. Но, к сожалению, они односторонни, как и другие гении, то есть они едва ли бы могли дать верную оценку всех родов идей.
Судьба
Есть ли высшие силы, есть ли первопричина всех вещей и явлений? Конечно, последняя не может не быть, и она-то распоряжается судьбой мира и, в частности, земного человечества. В сущности, это сама Вселенная. Как же
относится она к человеку? Как относится к своим избранным, отмеченным печатью гения?
Странно, но это отношение кажется с первого раза как будто безучастно,даже жестоко.
Что человечество несчастно, несовершенно, что оно страдает и безумствует - очевидно. Но это можно объяснить младенческим его возрастом,первоначальною стадией развития. Пройдет она, и тогда наступит совершенство, блаженство и бессмертие, как у большинства бесчисленных миров Вселенной.
Но как объяснить, как оправдать равнодушие фортуны (судьбы) к своим избранным, любимцам, гениям?..
...Но как может быть так сурова первопричина к гениям?..
...Чем оправдать, чем объяснить гибель множества гениев?..
С одной стороны, вопиющие преступления толпы лежат на ее ответственности, с другой - распоряжается все же не она, а фатум - первопричина. Если последняя и не вступается непонятным (или чудесным) образом в несправедливое и безумное дело, то на это есть основание: дать урок человечеству. Гибель одного спасает множество. Она поражает людское сердце
жалостью и раскаянием и возбуждает преклонение перед высшей нравственностью погибших.
Есть и другой повод допускать гибель великих в расцвете их сил.
Гений уже сделал много, достиг апогея своего развития. За ним должен наступить практический успех, торжество избранного. Он получает власть.
Власть портит несовершенную природу человека, развращает его очень скоро. Наш сохранившийся гений идет обратным ходом. В нем разочаровываются окружающие. Он уже не может служить вечным образчиком истины и величия. При сохранении гениев не было бы живых идеалов.
В том-то и штука, что несчастия возвышают человека (если, конечно, они в меру, по силе избранного), а счастье, успех, удовлетворение страстей - развращают, обезличивают и расслабляют. Такова пока жалкая природа человека, даже отмеченного дарованиями. И гений не может еще отрешиться от
своей животной породы, от наших страстей.
Все же неожиданная гибель многих даровитых людей не совсем понятна. Может быть, неизвестная будущая судьба, которая ожидала погибших, объяснила бы нам их безвременную смерть как благой поступок причины (космоса).
Источник http://propher1.narod.ru/genii.index.html