"ЭТО, КАК ВОЙТИ В РЕКУ И ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ТЕЧЕНИЮ"
Одной из самых захватывающих черт музыкальной составляющей гения Майкла Джексона.
Является невероятная способность его «слышать» окружающий мир и использовать услышанное для создания музыки.
Большинство из нас бегут по жизни, не замечая окружающий нас мир звуков. Вернее мы замечаем их в большинстве случаев просто как шумовые помехи.
Поэтому шорох листвы, шум дождя, пенье птиц, автомобильные гудки, звон бьющегося стекла сливается в единую какофонию.
А Майкл слышал. Причем слышал во всем этом музыку, черпал вдохновение. Благодаря удивительно развитой наблюдательности, подмечал малейшие интонации, шорохи, полутона. Простейшие, казалось бы, звуки складывались в мелодию. Вот что сам он пишет про процесс создания музыки в своей книге «Dancing the Dream».
В главе под названием «Как я делаю музыку»:
«Люди спрашивают меня, как я делаю музыку. Я говорю, что просто вхожу в неё. Это как войти в реку и присоединиться к течению.
У каждого момента в реке есть своя песня. Я стою в этом моменте и слушаю. То, что я слышу, никогда не бывает одинаковым.
Прогулка по лесу приносит светлую, потрескивающую песню: листва шелестит на ветру, птицы щебечут и белки бранятся,
веточки хрустят под ногами, и стук моего сердца объединяет всё это.
Когда присоединяешься к течению, музыка внутри и снаружи, и это одно и то же.
Так долго, как я смогу слушать момент, у меня всегда будет музыка».
При прослушивании песен Майкла у меня часто возникает ощущение, что они вне времени.
К примеру, когда слушаешь какую-либо композицию 70-х - 80-х годов, то все же возникает ощущение винтажности.
Даже если это легендарный Элвис или Битлы, остающиеся популярными до сих пор.
В то же время про «Thriller», «Billie Jean» или «Smooth Criminal» язык не поворачивается сказать «старье».
Они звучат так же современно, как и 20 лет назад. И я уверена, что не устареют еще очень долго.
Или же альбом «Invincible». Если бы я не знала историю его создания, то подумала бы, что его передали на Землю инопланетяне Альбом,
опередивший свое время настолько, что до сих пор остается недооцененным критиками и непонятым многими поклонниками.
Так в чем же секрет столь современного звучания.
Возможно в понимании того, что звуки извлекаются не только путем нажатия на клавиши или удара по струнам.
А также комбинирования одних и тех же шаблонных сэмплов а разной последовательности, чем грешат сейчас очень многие музыканты.
И отчего, на мой взгляд, большинство современных хитов полностью обезличены, так, что просто перестаешь их различать.
Майкл разгадал этот секрет. Будучи перфекционистом и инноватором, он понимал, что, используя окружающие нас в повседневной жизни звуки в создании своей музыки, он сможет сделать ее вечной. Создать то, что еще никто до него еще не создавал. Его понимание сути вещей и умение черпать материал из окружающего мира хорошо иллюстрирует его же цитата:
«Смысл жизни заключен в каждом отдельном ее проявлении. Он присутствует в бесконечности форм и явлений, которые существуют во всем мироздании».
Собственно идея этого поста зародилась и зрела давно, но окончательно оформилась после прочтения книги Фрэнка Касио.
Вернее одной из ее глав, где он описывает процесс извлечения Майклом звуков из, казалось бы, кучи хлама:
«Я видел, как Майкл сам игрался с подобной техникой создания звуков. Он мог записать звук распрямляющейся дверной пружины,
а затем играть с шумом, смешивая его с малым барабаном для создания совершенно уникального и оригинального звука.
Однажды мы положили микрофон в мешок с камнями, игрушками и несколькими небольшими кусками металла, присоединили его к цифровому записывающему устройству,
завернутому в пузырчатую пленку, и сбросили эту конструкцию вниз по лестнице.
Затем Майкл приступил к извлечению всех звуков, родившихся в мешке, пропустил их через синтезатор, смешал и настроил их.
На альбоме «Invincible» вы можете услышать те самые, единственные в своем роде звуки в песнях «Invincible», «Heartbreaker», «Unbreakable» и «Threatened».
Джо Вогель в своей книге «Man In the Music. The Creative Life and Work of Michael Jackson» позволил проследить этот захватывающий процесс от альбома к альбому.
Но особенно активно искать «неведомые человеческому уху» звуки Майкл начал с периода работы над альбомом «Dangerous».
Я позволила себе сделать небольшую подборку цитат, так как рассказы работавших с Майклом музыкантов иллюстрируют этот процесс как нельзя лучше.
Вспоминает Брэд Баксер: «Майкл любил искать новые звуки, которые были не ведомы человеческому уху.
Часто он [мог сказать]: «Брэд, найди мне звук, который бы звучал действительно круто» (в оригинале «hurts really bad» - «больно ранил» - прим. перев.).
Это означало, что он хотел нечто, что пробрало бы его изнутри».
Вогель: «Баксер и Мэтт Фоджер вспоминают, как они шли и записывали «природные» звуки перкуссии.
Они могли бить по различным предметам, такие как стекло, металл или пустые жестянки (иногда бейсбольными мячами),
а Тэдди Райли записывал звуки, доносящиеся из зоопарка Джексона в Нэверлэнде.
Джексон просто напросто слышал «музыку» во всем и просил своих коллег записывать и хранить ее для возможного использования в будущем».
Тэдди Райли вспоминает, как Джексон особенно интересовался у него насчет песни, которую он записал с Gay под названием «Spend the Night».
«Он начал импровизировать и битбоксить различные отрывки из нее» - вспоминает Райли, «желая знать, откуда я взял определенные звуки.
Он сказал мне, что она была у него любимой среди всех моих песен, и хотел, чтобы для него я создал нечто более сильное».
Тэдди Райли: «Я использовал много винтажного оборудования, чтобы получить звук, который был нам нужен….Мне всегда больше нравилось винтажное оборудование, нежели цифровое. Оно было лучше….намного теплее».
Вогель: «Джексон также отрицал использование шаблонных звуков – он хотел, чтобы все звучало оригинально...»
Вогель: «Speed Demon» продемонстрировал умение Джексона использовать повседневные звуки для создания захватывающей музыки.
«She Drives Me Wild» в дальнейшем упрочила эту тенденцию, придав «Dangerous» обновленное, урбанизированное звучание.
Вместо традиционных инструментов Джексон выстраивает ритмичный трек из звуков автомобильных рожков, двигателя, сирен, хлопающих дверей и других «уличных шумов».
«Даже линия баса представляет собой автомобильный гудок» - рассказывает Тэдди Райли».
То же самое происходило в процессе записи альбома «HIStory».
Чак Уайлд из группы «Missing Persons», работавший с Майклом на записи «Хистори»: «Я никогда не забуду наш с Майклом первый разговор, состоявшийся в 1994 году.
Он сказал: «Чак, я хочу, чтобы ты создал звуки, которые ранее никогда не слышали. Я хочу, чтобы они были зажигательными и агрессивными, необычными и уникальными».
На протяжении следующих трех лет, работая с 25 синтезаторами, тремя сэмплерами и парой компьютеров Макинтош я создал библиотеку звуков и звуковых гамм».
К моменту создания «Invincible» процесс поиска нового звучания достиг своего апогея.
Вогель: «На протяжении 1999 и 2000 гг. Джексон и Джеркинс вместе писали и записывали песни.
Роль Джеркинса была очень схожа с ролью Тедди Райли при записи «Dangerous»: он был рядом, чтобы помочь Джексону найти новое «звучание» для ритмической партии треков».
В конце 90-х начале 2000-х вся индустрия звукозаписи переходила на цифровой формат.
Вогель в своей книге приводит любопытную цитату Джеркинса по поводу отношения Майкла к цифровому формату:
«В то время как многие продюсеры переходили на цифровую запись, Джексон хотел сохранить теплоту аналоговой. «Он немного опасался Pro Tools» - рассказывает Родни Джеркинс.
«Мы пытались предложить ему использовать ее, но он пока не соглашался идти по такому пути, и я понял: он вышел из аналоговой школы».
Вогель: «Новая команда звукоинженеров использовала Pro Tools для обработки треков для «Invincible», некоторые из которых имели по тридцать различных вариантов.
Отчасти проблемой Джексона было попытаться балансировать между его желанием создавать инновационное (с точки зрения технологии и звучания), опытом и знаниями о звукозаписи, полученными от таких людей, как Куинси Джонс и Брюс Сведьен».
С одной стороны трудно такое представить относительно Майкла, но….он был полярен, как личность. Полярен во всем.
И даже в процессе создания музыки можно увидеть противоречивые моменты. Думаю, что Майкл, конечно же, смог преодолеть этот барьер.
И опасения его скорее всего можно отнести не к боязни прогресса, а к опасениям превращения своей музыки в современный «долбежник», штампованную музыку, коей фонтанировало начало 21 века. Но, на мой взгляд, ему все же удалось сохранить «теплоту» звучания, присущую аналоговому формату, сделав в то же время «Invincible» инновационным альбомом.
Джеркинс: «Все, что я могу сказать тебе - это такое звучание, которое ты никогда не слышал в своей жизни. Определенно отличающееся от всего прочего…
.Определенно что-то такое, чего никто ранее не слышал. Это должен быть лучший альбом из всех, которые он записывал».
А вот слова самого Майкла: «Множество звуков на альбоме не являются синтезаторными. Они в большой степени были заложенными в аппаратуру извне.
Мы шли и создавали наши собственные звуки. Мы разбивали предметы, били по ним, так, что никто не может повторить то, что мы сделали.
Мы создали их своими собственными руками, мы находили и создавали их. И вот что наиболее важно - быть пионером. Быть инноватором».
И еще одно наблюдение. Интересно, что в поисках нового звучания Майкл не всегда полагался только на себя.
В книге Вогеля то и дело попадаются его слова, обращенные к музыкантам: «Найдите мне новые звуки, которые никто еще не слышал».
Да и Фрэнк Касио рассказывает об этом же:
«Ты должен пойти и найти новые звуки» - сказал ему (Родни Джеркинсу – прим. перев.) Майкл. «Стучи по случайно найденным камням или игрушкам.
Положи кучу стекляшек в сумку, добавь туда микрофон и бросай вокруг себя».
Майкл был всегда открыт для сотрудничества, новых идей.
Будто бы знал, что каждый человек по своему креативен, стоит только немного направить его и заразить идеей, побудить к поиску, вызвать стремление выйти за рамки.
И музыканты шли и искали, и находили, работали ночами и предлагали идеи. Создавались не просто альбомы.
Каждый раз рождалась маленькая Вселенная, в центре которой всегда находился Человек в Музыке
НАПИСАЛА SMALLTOY
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Все же знал Майкл или не знал нот? Лорик,ты как профессионал.что думаешь?
Мне нравятся все альбомы Майкла,но Инбизил самый любимый...
Отредактировано Яська (2012-02-01 11:32:49)