AZ: Господин Гэрретт, Вы в книге рекордов Гиннеса как самый быстрый скрипач, Паганини был «Дьявольским скрипачом». Хоть Вы и красивее Паганини, но всё же — идеальный исполнитель?
Дэвид: Сыграть его было мечтой моей жизни. Я потому и привёл в движение этот проект, что есть много параллелей с моей жизнью.
Какие именно?
У каждого великого инструменталиста стоял кто-то за спиной. У Моцарта — его отец, у Паганини тоже. И у меня в семье было большое давление. Ради инструмента необходимо от многого отказываться и, будучи семилетним мальчиком, выносить груз «вундеркинда» и давать сольные концерты. Всё это формирует в экстремальной форме.
А будучи взрослым?
Для начала надо вообще суметь выйти из «вундеркинд-фазы». Сколько было таких, которые в 17-18 уже не были звёздами, а только просто талантливыми. Они становятся нервными и психологически с этим не справляются.
А как сегодня?
До 300 дней в году я в разъездах. При таком стиле жизни иметь своего менеджера в качестве друга — счастье. Ты один, одинок...Но ты обязан «предоставлять» себя концертным агентствам, звукозаписывающим фирмам, заключать договоры, да просто функционировать. И у Никколо было так же, только с той разницей, что сегодня у нас есть телефон или скайп, чтобы быть всегда на связи. Но Паганини никогда не давал интервью.
Но Паганини был — как и Вы — своего рода рок-звезда скрипки.
Да, и тут есть параллели. Ему нравилось брать популярные вещи и делать из них виртуозные произведения искусства, писать к ним вариации. Всё это Паганини делал. В этом я с ним очень близок.
Клаус Кински верил в то, что Паганини — это реинкарнация скрипача дьявола. Вы видели его фильм?
Так, на лету. Экстремальный фильм. Но я не кинокритик. Я вообще не смотрю, что делают другие в искусстве, а так же и в музыке. Я могу только попытаться воплотить свои представления. Но Кински не был музыкантом. Поэтому не получилось обозначить скрипача. Мой преимущество в том, что я играю вживую. Вы видите то, что и слышите.
Паганини был любимцем женщин. В фильме присутствуют обнажённые сцены. Как Вы с этим справляетесь?
С этих сцен мы и начали съёмки. Не было (на мне) ничего: штаны вниз и вперёд! Мне понравилось в постели. Но только вот рано прервали. И татуировки во время съёмок прикрывали. У коллеги Никколо их не было.
Вы написали и музыку к фильму.
Да, для начала я изучил весь репертуар Паганини, чтобы найти подходящую музыку для определённых сцен и настроений.
Играете на инструменте Паганини?
Гварнери, которую Паганини называл «моя пушка» - Cannone ( так музыкант выражал свое участие в национально-освободительном движении Италии, развернувшемся в первой трети XIX в. Неистовое, бунтарское искусство скрипача поднимало патриотические настроения итальянцев, призывало их к борьбе против социального бесправия. За сочувствие движению карбонариев и антиклерикальные высказывания Паганини был прозван «генуэзским якобинцем» и преследовался католическим духовенством. Его концерты нередко запрещались полицией, под надзором которой он находился. Прим. Пер.) я видел только на выставке в Нью-Йорке. Сейчас она хранится в Генуе, и раз в год позволяют на ней играть победителям конкурсов Паганини. Я думаю, что я тоже её заполучу когда-нибудь. Но в фильме я играю на своей Страдивари. Я её хорошо знаю, я ею хорошо владею. И я слежу за тем, чтобы в фильме было сохранено историческое соответствие.
Вы играет на струнах из кишок?
Конечно, для лучшего звучания.
Музыка Паганини — больше Актёрство или больше Искусство?
Ровно посередине. Но он был первым, кто высвободил скрипку из оркестра и из камерной музыки и сделал её сольным инструментом, а так же шоу-аттракционом. До сегодняшего дня все скрипачи равняются на Паганини.
Но ведь не существет записей его концертов, только его сочинения и концертные отзывы.
Именно поэтому возможно измерять только собственные умения и смотреть что делают другие скрипачи. И потом пытаться сделать ещё на шаг дальше.
Вы обработали его сочинения для фильма?
Паганини был экономным. Он сочинял только скрипичный парт, предоставляя другим делать оркестровку. И зачастую это были дешёвые аранжировщики. Поэтому я со своим другом сделал новые и более качественные аранжировки.
Вы не побоялись играть самого известного в мире скрипача?
Страх всегда мешает. Благоговение (почтение) — намного лучше. Я играл его композиции офигительнее, чем до сих пор.
Вы брали уроки актёрского мастерства?
Бернард, мой режиссёр, сказал: «Ни в коем случае! Это повредит твоей естественности!» Но я прошёл в Нью-Йорке Method-Acting-Coach. Впрочем, не сильно-то стараясь.
Было большое (сценическое) волнение перед камерами?
Боязни сцены у меня нет. Это состояние, когда ты себя не можешь контролировать. Страх вообще плохой помощник во время концерта. Но на съёмках фильма всегда можно сказать (в противоположность концертам): «Повторим ещё раз!»
Вы продолжите карьеру артиста?
Концерты всегда остаются для меня самым интенсивным опытом. Фильм «Паганини» - это для меня исключительный проект. На протяжении двух лет я - параллельно с турами и новыми альбомами — вкладывал в этот проект каждую секунду и много энергии.
Прошёл слух, что в Вашем номере отеля всегда царит хаос.
В основном это не так. Дома я даже очень придирчив. Но в турне, в отелях — всегда находится что-то важнее: репетиции, интервью, встречи — это большая нагрузка. А в отеле всегда знаешь — даже если это и не очень красиво звучит — что за тобой снова приберутся.