И в дополнение поста 686!!!
Scream(Фото: Jonathan Exley)
«Scream» — это песня-заявление. После нескольких лет пристального внимания к своей персоне и попыток ее деморализовать Джексон был готов ответить обидчикам с помощью самого сильного своего оружия: музыки. Наверное, никакая другая песня за всю карьеру артиста не бьет наотмашь так сильно, как «Scream», и не выражает столь яростного негодования. В более ранних треках — «Wanna Be Startin’ Somethin’», «Leave Me Alone» и «Why You Wanna Trip On Me» — Джексон, конечно, уже пел об этом давлении, о лжи, распространяемой СМИ, и лицемерии общества. Однако раньше певец не был столь откровенен, прямолинеен и глубоко разгневан. «Суперзвезды не создают такие записи, — написал один критик в 1995 году. - Они выпускают безрисковые милые песенки. Такие, знаете, легкие на слух, простые, дружелюбные… А это — Майкл, который дает отпор. И он, возможно, только что отправил противника в нокаут».
Трек начинается с крика Джексона, будто запертого в стеклянном ящике. Это гениальный акустический эффект, передающий ощущение западни и удушья, которое испытывает певец, ставший предметом постоянного обсуждения репортеров, лишенный ими человеческих черт. В гортанном крике слышны отчаяние, боль и ярость, и когда Джексон выпускает их, стеклянная клетка разбивается. Вместо того чтобы оставаться зрелищем, жертвой, он обретает силу.
Музыка в очередной раз дарит ему освобождение.
«Я устал от несправедливости, - начинает он, — устал от интриг»
(«Tired of injustice, tired of the schemes»).
Это подходящее вступление для самого политического альбома певца, и он впивается в текст песни с яростью, оглушающей слушателя.
Акустически «Scream» намного опережал тенденции, смешивая индастриал-метал Nine Inch Nails с электрофанком TV on the Radio, механическую угловатость Rhythm Nation с техно-отчужденностью OKComputer. Эта песня с жужжащим раздражающим басом и фоновым ритмом из бьющегося стекла требует хороших колонок или наушников для полного эффекта от прослушивания.
«Scream» также стала заявлением Джексона в языковом плане. Певец, некогда преданный Свидетель Иеговы с имиджем Питера Пэна, шокировал слушателей, заменив в одном из припевов строчку «хватит давить на меня!» («stop pressurin’ me!») дерзким «хватит трахать мне мозг!» («stop fucking with me!»). В видеоклипе в этом месте Дженет, не стесняясь, показывает неприличный жест. Звукорежиссер Рас Рагсдейл вспоминает, что во время записи песни Джексон не очень-то хотел грубо выражаться: «Я был в комнате, когда Джимми Джем попросил его спеть припев «Scream», и Майкл не хотел произносить слово на’Т».
В его исполнении оно прозвучало скорей как эффект перкуссии, чем как полноценное слово. Основная часть бэк-вокала в этом месте принадлежит Дженет. Майклу не свойственны были такие выражения. Я никогда не слышал, чтобы он ругался. Поэтому было удивительно, что он использовал подобные слова на пластинке. Мы даже улыбнулись, когда услышали».
Текст песни, конечно, вызвал неодобрение и порицание среди родителей и критиков. Для Джексона же это был способ выразить яростное негодование в адрес лживых и лицемерных медиа.
Однако — при всех нареканиях по поводу языка, идущего вразрез с «семейными ценностями», — песня на самом деле символизировала семейную солидарность «Scream» была первым и единственным дуэтом Джексона с его сестрой Дженет (в 2009 году, вскоре после смерти брата, она с чувством исполнила эту песню на церемонии «MTV Music Video Awards»).
Совместное исполнение двух суперзвезд, брата и сестры, да еще в таких обстоятельствах, придало песне больше силы и драматизма. В начале-середине девяностых Дженет была на пике популярности; ее поддержка и верность много значили для Майкла. И ее участие в дуэте не было формальным: во втором куплете она выражает такую же неподдельную ярость, как и ее брат.
«Вы продаете души, — упрекает она, — но мне небезразлична моя, я должна стать сильнее и не прекращу борьбу»
(«You’re sellin’out souls,
but I care about mine,
I’ve got to get stronger,
and I won’t give up the fight»).
Припев они поют в абсолютной гармонии, требуя уважения и отстаивая свое достоинство.
Музыкальное видео «Scream», снятое талантливым режиссером Марком Романеком, было не менее амбициозным, чем сама песня. Семимиллионный бюджет сделал его самым дорогим клипом в истории. Оно также снискало множество похвал от критиков. Майкл и Дженет изображают в клипе анимешных андрогинов, запертых в одиночестве на космическом корабле; они рассматривают предметы искусства, играют в игры, танцуют, медитируют и сходят с ума на своем изолированном «поп-курорте». Вдохновением для клипа частично послужил андрогинный имидж Дэвида Боуи, частично фильм Кубрика «2001: Космическая одиссея», но основной заряд смысла в клип внесла, безусловно, сама запутанная жизнь Джексона -главной знаменитости информационного века. «Изолированность Майкла и Дженет вытекает из потребности в связи с людьми и сопровождается стремлением вырваться наружу, — пишет кинокритик Армонд Уайт. -Романек буквально передает сегодняшний метод линчевания в стиле хай-тек, связывая его с реалиями электронного общения и усложняя ссылками на Уорхола, интернет и современное искусство».
Видео позволяет насладиться талантом Джексона во всей полноте: обращаясь к своим критикам, брат и сестра поют и танцуют со взрывной энергией. Клип «Scream», снискавший эпитеты «новаторский», «захватывающий», «электризующий» и «передовой», стал для Джексона еще одним успешным шагом вперед в визуальном представлении музыки и получил множество наград, включая беспрецедентные одиннадцать номинаций на «MTV Music Video Awards» и «Грэмми» за лучший видеоклип.
Но важно заметить, что хотя и песня, и видео к ней отражали ситуацию в личной жизни певца, было бы несправедливо рассматривать «Scream» только как автобиографическое повествование. Как и в большинстве песен альбома, здесь Джексон вплетает свои личные трудности в контекст более глобальных социальных проблем. Несправедливость, которую он испытал на себе, — всего лишь небольшая часть масштабной системы обмана и коррупции. В бридже песни на фоне гудков сирен мы слышим приглушенное новостное сообщение:
«Полиция жестоко избила до смерти мужчину, ложно опознав в нем подозреваемого в совершении ограбления. Мужчина был восемнадцатилетним чернокожим…»
Это подспудное самоотождествление с другой жертвой системы — жертвой расовых предрассудков, полицейской жестокости и эксплуатации прессой - свидетельствует о том, как остро Джексон осознавал социальные проблемы. В Dangerous его методом сопротивления был «джем», музыка; четыре года спустя бремя стало таким тяжелым, что он мог лишь кричать.
(Фото: Jonathan Exley)
Джозеф Вогель - Человек в музыке. Творческая жизнь Майкла Джексона