ДВА КОРОЛЯ. ФРЕДДИ МЕРКУРИ И МАЙКЛ ДЖЕКСОН
(отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/elli_ja/post335921379/ )
"Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими"
Нагорная проповедь Христа, Евангелие от Матфея.
"Должно быть в жизни нечто большее, чем есть"
Истории жизни короля рок-музыки Фредди Меркури и короля поп-музыки Майкла Джексона известны всему миру.
Однако мало кто знает, что легендарные музыканты были хорошими друзьями и даже записали вместе три композиции.
Пресса пристально наблюдала за подробностями их личной жизни, при этом мало кто задумывался о содержании их творчества, о том, какую весть несут миру их песни. Далеко не всем известно даже то, что Меркури и Джексон сами были авторами большинства своих песен – музыки и текстов.
Знаменитыми хитами становились песни развлекательного характера, отвечающие потребностям молодого поколения, в то время как серьёзные философские песни оставались в тени.
Казалось бы, что общего могло быть у музыкантов, работающих в таких разных направлениях и людей, ведущих абсолютно разный образ жизни?
При внимательном рассмотрении мы найдём много общего.
Для того, чтобы проникнуть в суть их творческого союза, необходимо начать с ключевых фактов их биографии.
Итак, рассмотрим всё по порядку.
И Фредди Меркури, и Майкл Джексон родились в год Собаки (1946 и 1958) и под знаком Девы (5 сентября и 29 августа).
По восточной астрологии, год Собаки символизирует справедливость, а знак Девы – мудрость, трудолюбие и чистоту.
Даты рождения музыкантов символичны: день рождения Фредди, 5 сентября – это Новый год по Зороастрийскому календарю, об этом рассказала мама Фредди, Джер Балсара в фильме о нём. А день рождения Майкла, 29 августа, День Нерукотворённого Образа Спасителя, одного из самых священных образов христианства.
Не случайны и имена, в русском прочтении Фредди (Фёдор) означает Божий дар, и Майкл (Михаил) – божественный.
Оба музыканта выросли в глубоко верующих семьях: родители Фредди были последователями Зороастризма (самой древней религии, не считая языческих культов – 8 тысяч лет до н.э.), а Майкла с ранних лет воспитывали во Христе.
Многие факты указывают на то, что Фредди Меркури, став взрослым, тоже верил в Иисуса Христа. Он стал крёстным отцом детей своей бывшей гражданской жены Мери Остин и продюсера Queen Рейнхольда Мака. В последние годы часто посещал церковь. В1973 году Фредди написал песню «Jesus», в которой рассказана история о чудесном исцелении, о том, как люди последовали за Христом. В 1984 году Queen исполняют благодарственный рождественский гимн «Thank God it`s Christmas ».
Дружба двух королей началась с большого увлечения Джексона творчеством Queen. Майкл часто посещал их концерты, ему всегда нравилась музыка и стиль Фредди.
За кулисами одного из этих концертов они и познакомились, во время гастролей Queen по Соединённым штатам в 1980 году.
У музыкантов быстро сложились тёплые дружеские отношения, возможно, сыграло роль полное зодиакальное совпадение.
Оба были экспрессивными на сцене и скромными в обычной жизни, у обоих было острое чувство юмора и удивительно доброе сердце. Конечно, в первую очередь это были творцы с тонким восприятием мира, создающие неповторимые мелодии за несколько минут.
Вот как вспоминает о совместных проектах Фредди Меркури: “Мне бы хотелось выпустить что-нибудь с Майклом, потому что работать с ним просто удивительно. Мы дружим уже давно. Мы всегда интересовались работой друг друга. Я предлагал ему прослушать новые альбомы Queen, а он показывал мне свой материал. И всё время возникала эта мысль – почему бы нам не сделать что-нибудь вместе?
Мы записали три песни, но они так и не были закончены. Вся проблема во времени – мы оба были очень заняты в тот период. Если у нас и получалось оказаться вместе в одной стране, то времени было не достаточно, чтобы успеть сделать всё до конца.”
На студии Майкла Джексона в Лос-Анджелесе музыканты записали три композиции: “There must be more to life than this”, “State of shock” (позднее эта песня была завершена с фронтменом группы Rolling stones Миком Джаггером) и “Victory”.
Среди этих песен особое место занимает написанная раннее Фредди баллада “There must be more to life than this”, поскольку в ней затронуты главные вопросы, которые хотели донести до людей своим творчеством и Фредди, и Майкл.
Слова песни призывают нас не быть равнодушными к проблемам мира:
«Должно быть в жизни нечто большее, чем есть,
Где взять нам силы в мире без любви,
Врачуя эти все разбитые сердца,
Заботясь об этих плачущих лицах.
Должно быть в жизни нечто большее, чем существование
Живу надеждой о мире, полном любви
Тогда мы все сможем просто жить в мире»
Позже Фредди закончил песню один, она вошла в его сольный альбом 1985 года “Mr. Bad Guy”.
Оба музыканта сожалели о том, что так и не успели выпустить эти песни по причине нехватки времени.
Рабочий вариант композиции в дуэте Фредди и Майкла можно услышать на Интернет-сайтах.
Что касается другой совместной композиции, “Victory”, то она стала названием турне Майкла в составе группы Jackson 5. Все средства, заработанные Майклом в этом турне, он направил в благотворительные фонды. За несколько месяцев изматывающих концертов он не взял себе ничего.
В дальнейшем Меркури и Джексон занимались каждый своим собственным творчеством, но оставались верны общей мечте всю жизнь.
Интересно, что в скором времени после сотрудничества, оба приняли участие в грандиозных проектах, вошедших в историю как беспрецедентные музыкальные и благотворительные акции.
В 1985 году Майкл Джексон вместе с Лайонелом Ричи сочиняют гимн “We are the world”, в записи которого принимают участие самые известные музыканты США и других стран: Тина Тёрнер, Стиви Вандер, Рэй Чарльз, Дайана Росс, Брюс Спрингстин, Боб Гелдоф и другие. Текст и мелодию удачно распределили по голосам, и в результате песня стала №1 во многих странах мира. Её главная мысль обращена ко всем:
«Приходит время, когда мы слышим некий призыв
Миру объединиться в одно целое....
Люди умирают…
Время протянуть руку к жизни…
Величайший дар…»
Вырученные на этой записи 60 миллионов долларов были направлены на закупку медикаментов и продовольствия для детей Эфиопии в рамках проекта «Америка - Африке».
В том же году музыкант Боб Гелдоф (принимавший участие в записи “We are the world” и получивший прозвище «Мать Тереза рок-н-ролла») организует в Лондоне самый знаменитый благотворительный концерт в истории рок-музыки – Live Aid.
Идея этого мероприятия зародилась из песни, написанной Фредди Меркури и Брайаном Меем в 1984 году – “Is this the world we created...?”.
13 июля 1985 года состоялись два феноменальных шоу на двух континентах – на стадионе Уэмбли в Лондоне и на стадионе им. Кеннеди в Филадельфии, США. Целью этих мероприятий был сбор средств для голодающих детей Эфиопии.
На Live Aid в США выступали Мик Джаггер, Тина Тёрнер, Эрик Клэптон, Мадонна и Брайан Адамс.
Концерт был закончен совместным исполнением хита “We are the world”.
В истории остался Live Aid, который состоялся в Лондоне. Боб Гелдоф сделал практически невозможное – на одной сцене выступили все самые легендарные музыканты: Queen, Пол Маккартни, U2, Элтон Джон, Pink Floyd, Стинг, Status Quo, Фил Коллинз, Dire Straits, Дэвид Боуи, Шаде, Джордж Майкл и другие.
Концерт, который открывали принц Чарльз и Леди Диана, транслировался в 100 странах мира, его смотрели 2 миллиарда человек.
По результатам международных опросов, выступление Queen было признано лучшим.
Фредди, которому врачи запретили участвовать в концерте из-за больного горла, работал с полной самоотдачей.
Под конец, когда все исполнители сыграли свой 20-минутный нон-стоп, на сцене вновь появились Брайан и Фредди и спели “Is this the world we created..?»
«Это ли тот мир, который мы захватили незаконно,
Это ли тот мир, который мы ободрали до самых костей…»
Live Aid многое изменил.
Собранные деньги помогли спасти 2 миллиона человек. Но главное, чего удалось достичь, это изменений в политике Европейского Союза, особенно Соединенного Королевства, и Соединенных Штатов в отношении Африки.
После Live Aid Фредди и Queen продолжают тему мира и объединения людей, особенно она раскрыта в посвящённой Бобу Гелдофу композиции “One Vision” 1985 года. Музыканты не только рассказывают о своей мечте, в их песнях звучит призыв к действию.
Такое же послание мы видим у Майкла Джексона в песне “Man in the mirrow”:
« Если ты хочешь сделать мир лучше,
Посмотри на себя и измени что-то»
Майкл говорит о том, что каждый может изменить свои привычки - мы не должны притворяться, что не видим страданий людей вокруг нас. Они не просто мечтали исцелить мир, они показали способ, как это сделать: начать с себя. Каждый из нас может решить проблему выбора в повседневных ситуациях в сторону добра.
Эти песни стали знаком протеста против равнодушия общества и потребительского отношения к жизни.
Тема борьбы за независимость и права человека также остро звучит и у Джексона, и у Меркури. Жёсткие, и даже дерзкие тексты песен действовали пробуждающее на массовое сознание. “Spread your wings”, “I want it all” и “Under pressure” (Queen и Дэвид Боуи) у Фредди созвучны по смыслу с бунтарскими песнями Майкла: “They don`t care about us”, ”We've Had Enough”, и “Scream”(Майкл и Дженет Джексон).
Оба музыканта сражались против системы, подавляющей и угнетающей свободу человека, против стереотипов, разрушающих индивидуальность и заставляющих мыслить в определённых рамках.
Оба презирали лицемерие, социальный конформизм и ханжество.
Это были труднодостижимые цели, так как хитами становились не те песни; звукозаписывающие компании шли на поводу у обывателей и своего коммерческого интереса. Что было выгодно и правительству – вырастить общество потребителей и закрыть глаза на мировые проблемы.
Пока телевидение и пресса мусолили подробности частной жизни Меркури и Джексона, сами музыканты продолжали сочинять песни о любви, мире и свободе. Их любовь к людям выражалась не только в музыке: и Майкл и Фредди участвовали во многих благотворительных проектах, часто помогали тайно, так, что даже братья Майкла и друзья Фредди не всегда знали об этом. В обычной жизни они были простыми людьми, не похожими на звёзд шоу-бизнеса. Известны случаи, когда Фредди помогал подметать другу в баре, а Майкл сам убирал мусор на своём ранчо, вместо того, чтобы позвать рабочих.
В творчестве обоих музыкантов большое отражение нашла тема их личного одиночества. Причём это было одиночество не взаперти, а среди людей. У Фредди этому посвящены песни: “Living on my own”, “Scandal” (песня-протест против вмешательства прессы в личную жизнь) , “My melancholy blues” и другие. Майкл также пишет наполненные грустью “Childhood”, “Stranger in Moscow” и “Who is it”.
В 1989 году Queen получают награду как «Лучшая группа 80-х». Несмотря на мечту о прекрасном единстве, музыканты остаются реалистами в творчестве. Они осознают, насколько далеко наш мир ушёл от того, каким его хотел видеть Иисус, с годами в их песнях появляется новый, болезненный вопрос о том, хватит ли нам времени всё исправить. Фредди записывает две сольные композиции “Time” и “In my defence”. В клипе на песню “Time” десятки людей разных национальностей поют вместе с ним:
« Давайте учиться дружить друг с другом,
Иначе вообще не будет будущего для нас,
Время не ждёт никого.
Давайте сделаем этот мир навеки свободным
И построим новое будущее для всех нас».
Такая же мысль звучит и у Майкла Джексона в песне “Earth song”, о которой речь пойдёт дальше.
В “In my defence” (1986 год) Фредди обращается к высшим силам, чувствуя бессилие людей повернуть время вспять:
« О, что на Земле! О, что на Земле!
Как мне быть
Мы живём или умираем?
О Господи, помоги мне.
Пожалуйста, помоги мне!»
Обе композиции были выпущены в 1992 году, уже после смерти Фредди в сольном альбоме “The album”.
В интервью 1986 года, как раз тогда были записаны эти песни, Фредди говорит, показывая пальцем на небо: « Он наблюдает за мной», и на лице его загадочная улыбка. Ему оставалось жить 5 лет, и последние годы он работал самоотверженно, превозмогая боль. Несмотря на стремительно прогрессирующую болезнь, он пишет свои лучшие песни, которые содержат его послание миру: “The miracle”, “Don`t try so hard”, “Innuendo”, “All God`s people”, “These are the days of our lives”, душераздирающую “The show must go on” и возвышенную, пронизанную духом дзен-буддийского созерцания “A winter`s tale”, его прощальный взгляд на окружающий мир. Песня была написана им в швейцарском городе Монтрё, после прогулки на берегу Женевского озера. В 1996 году на этом месте был установлен памятник Фредди.
Когда в ноябре 1991 года жизнь Фредди оборвалась, Майкл Джексон очень тяжело переживал смерть друга.
В 1992 году он открывает собственный благотворительный фонд “Heal the World”, названный в честь своей одноимённой композиции. Фонд реализует программы помощи детям более, чем в 20 странах мира.
Майкл лично контролирует в аэропорту отправку самолёта с гуманитарной помощью детям в Сараево.
В этом же году он выпускает сборник своих стихотворений и эссе “Dancing the dream”, посвящённый своей матери.
Книга состоит из его размышлений о планете, о справедливости, о хрупкости души человека, в ней воплотилось его философское видение мира.
В 1993 году президент США Джордж Буш - старший вручает Майклу Джексону особую награду «Посол света».
В 1995 году Майкл пишет одну из самых главных песен в своей жизни – “Earth song”. Это был настоящий крик Земли, не позволяющий закрыть глаза на то, какими быстрыми темпами планета приближается к точке невозврата. Те, кто видели в Джексоне лишь короля поп-музыки, наконец прозрели и содрогнулись от слов этой песни и того, с какой болью и гневом поёт её Майкл.
На песню был снят шокирующий видеоряд, наполненный реальными сценами жестокости, которые творит человек. Использовались документальные кадры из Южной Америки и Африки, где на глазах у коренного населения уничтожают их дом – вечнозелёные леса и животных, кадры страдания мирного населения от военных действий в Хорватии и сцены убийства маленьких тюленей в Арктике.
Земля превращается в пепелище - на мёртвой территории, среди догорающих деревьев и в пыли, ходит человек в лохмотьях и поёт:
«Что мы сделали с миром, посмотри, что мы сделали.
Что со всем тем миром,
который ты завещал своему единственному сыну?
Что с цветущими полями, есть ли еще время?
Что со всеми теми мечтами,
которые, как ты сказал, были твоими и моими?
Ты когда-нибудь переставал замечать
всех этих детей, погубленных войной?
ты когда-нибудь переставал замечать
эту кричащую Землю, эти плачущие берега?»
25 июня 2009 года Майкл Джексон был убит.
По словам сотрудника ФБР Тэда Гундерсона, это был крупнейший заговор со времени убийства Джона Кеннеди. Расследование по делу продолжается и по сей день.
За последние пять лет жизни Майкл написал около 200 новых песен, права на издание которых принадлежат его детям. Основная часть этих песен была посвящена теме защиты природы.
Как и Фредди Меркури, незадолго до смерти Джексон интенсивно работал. В 2009 году он встаёт из инвалидного кресла, в котором находился во время продолжительной болезни, чтобы приступить к работе над шоу “This is it”. С повреждённым позвоночником (в 1999 году во время благотворительных концертов в Южной Корее Майкл упал с большой высоты, получив серьёзную травму спины) он продолжал танцевать. И пел как прежде, несмотря на болезнь лёгких.
Меркури и Джексон стали примером мужества и силы духа для своих поклонников. Скрывая от окружающих свои страдания, оба оставались настоящими профессионалами до конца, убеждённые в том, что шоу должно продолжаться.
Они не решили мировых проблем. Но их музыка отозвалась в сердцах миллионов людей, и мы наблюдаем сейчас результаты её волшебного действия. Так, например, на концерте Майкла Джексона в Бухаресте, в 1992 году, во время исполнения им “Man in the mirrow”, люди поднимают над своими головами инвалида в коляске, чтобы он мог сам увидеть сцену. А на концерте Фредди Меркури и Queen в Мангейме (Германия) 1986 года, пожилой посетитель Фриц Роу рассказывает: «С годами я устаю, но Queen делает меня моложе, так что страдания моего тела уходят».
Судьба не случайно дала Фредди и Майклу музыкальный дар, ведь музыка способна проникать в самое сердце, минуя любые преграды.
Это был лучший способ донести до людей вечные ценности.
Музыка сопровождает нас повсюду: она звучит в каждом храме любой конфессии, мы слышим её в государственных гимнах, военных маршах и на Олимпиадах, в кинематографе эмоциональный тон задаёт именно музыка.
Роджер Тейлор (Queen) так охарактеризовал атмосферу, создаваемую музыкой: «Когда вы выходите на сцену - нет никакой политики, никакой религии. Все барьеры исчезают».
Барабанщик Джонатан Моффит, который репетировал с Майклом его прощальный тур “This is it”, раскрыл суть его миссии:
« Раз в несколько столетий Бог посылает особого человека. Это призыв очнуться. Это человек, просветляющий людей, дающий надежду, указывающий им путь. Я думаю, это Божий дар»
Их музыка вдохновила и других музыкантов, и простых людей.
Многие исполнители называют двух королей своими учителями, а поклонники сочиняют стихи и рисуют их портреты и сюжеты, соответствующие темам песен.
Лондонская улица Logan place стала местом, объединяющим тысячи людей. По фотографиям и отзывам в Интернете можно видеть, как у дома Фредди Меркури собираются люди разных национальностей, вероисповеданий, разных политических взглядов и возрастов. Они приносят цветы и все вместе поют песни Фредди, и тут невольно вспоминается главная фраза из его песни “The Мiracle” – «Настанет время, однажды вы в этом убедитесь, когда мы все сможем стать друзьями».
Поклонники Майкла стараются продолжать Дело Джексона – посещают детские дома, сдают донорскую кровь и вступают во Всемирный Фонд Дикой Природы и Greenpeace; в социальных сетях созданы группы на эту тему.
Как сказал Майкл в последние дни своей жизни: «Наш дар в том, чтобы показать людям, в чём заключается их дар».
Пока люди слушают их музыку, пока следуют по пути саморазвития и милосердия, у нас есть надежда. Главное – жить по совести, ведь это голос Бога внутри нас.