Продолжение рассказов с Gearslutz о работе над HIStory
Начало тут: часть 1 (п. 323) и часть 2 (п. 310) Дальше в основном Роб и Джон отвечают на вопросы участников треда.
Расскажите, как Майкл работал с Куинси? Как получался такой блестящий результат?
Я всегда считал альбом [Thriller] великим, но раньше, будучи в некоторой степени джазовым снобом, полагал, что величие архитектуры этих песен – заслуга таланта и опыта Куинси. Почитав этот трэд, я теряюсь… Участвовал ли Майкл в создании всех этих духовых и басовых партий, брейкдаунов, замечательных ладовых клавишных/вокальных решений и т.д.? Они правда очень джаз-ориентированные, если убрать акустику. Почти как у Джила Эванса.
И если MJ действительно помогал создавать песни в таком ключе… Он сознательно решил не делать этого больше после Куинси? Потому что я (во всяком случае на первый взгляд) не чувствую тот же музыкальный «глубинный» вкус в более поздних вещах. В "Black or White", например.
Роб: Ну, про Thriller говорить не буду – мне тогда 12 лет было
Но мне довелось немного поработать с Куинси и Родом Темпертоном над Q's Jook Joint. Было интересно изучить их стиль и стиль MJ по отдельности и попытаться мысленно соединить их воедино. Я постоянно задавал вопросы им и Брюсу. Может быть, Джон что-то добавит. Куинси и Род, конечно, очень талантливые люди. Они вчетвером – это команда мечты.
Во время HIStory MJ сам сочинял аранжировки ко многим своим песням. Иногда продюсер приносил Майклу трек, например, "Scream" или "Too Bad". Это мог быть как просто ритм, так и почти законченная вещь. "Scream" был относительно законченным, но без слов. "This Time Around" тоже был вполне музыкально законченной вещью, но Брюс добавил к нему связующую партию. "You Are Not Alone" представляла собой базовый R&B-ритм с куплетом и припевом. Остальная аранжировка исходила от MJ, плюс множественные наложения от Стива Поркаро и программирование Эндрю Шепса. Мне нравится думать, что последующим успехом своих баллад R. Kelly обязан Майклу: ведь он наблюдал, во что MJ превращал его идеи треков.
Если послушать связующую часть в "Too Bad", все духовые эффекты придумал Майкл. Он позвал Джерри Хей и пропел ему все партии. Джерри ушел, аранжировал все это и позже вернулся, чтобы записать. Рене попросил меня сделать партию менее «реальной», и я пропустил ее через различные фильтры (минимуг, например) и сделал сэмплы на MPC, а потом наложил поверх оригинального звука.
Думаю, мало кто понимал, насколько активно Майкл участвовал в создании своих альбомов. У него был невероятный музыкальный вокабуляр – от мюзиклов и джаза до всего, что играло по радио. Он постоянно обучался, и, думаю, это слышно в его музыке. Ходит много догадок о том, почему он не работал с Куинси после Bad, но мне тут от себя добавить нечего.
Ему нравился альбом Downward spiral NIN? Я сам его обожаю, но вот уж про Майкла не подумал бы.
Роб: Удивительно: он иногда приходил с какой-нибудь песней, которая ему нравилась, и хотел что-то перенять от нее – энергию, тон, настроение.
Еще ему очень нравилась "Owner of a Lonely Heart". Так что когда Yes приехали в город, я специально всем об этом сказал, и мы договорились с Тревором Рэбином, чтобы он пришел и сыграл кое-что для "They Don't Care About Us".
Вот это было самое интересное в работе с MJ: можно было заполучить для записи кого угодно. Нам нужен был фанк-гитарист, и мы обсуждали кое-какие имена. В конце концов я сказал: может, Найл Роджерс? Майкл поддержал идею, потому что они вместе ездили в тур в семидесятые. Конечно, Найл играл самый офигенный фанк… но у Майкла на уме была совершенно определенная партия для песни "Money". Кстати, ее записали с прямого входа на SSL и потом сразу на пленку. Больше никакой обработки.
На пару композиций приходил Слэш. Что интересно, в студии у нас вообще не было никакого алкоголя, наркоты и сигарет. Из всей команды курил только один человек, и ему приходилось выходить на улицу. Но когда пришел Слэш, Майкл знал, что без этого не обойтись. Он сказал: «Пусть покупает алкоголь, сигареты – все, что ему понадобится» Мы располагались в другой комнате Hit Factory, и Слэш прислал через своих людей список того, что нужно купить: «Джек Дэниелс», водка, миксер и Мальборо. Напитком дня был кофе с виски, если я правильно помню…
Примерно в то же время, когда MJ работал с Джоном в Image, они иногда появлялись в Westlake. Помню, мы в офисе часто болтали с Мэттом Форджером, и он говорил: «Я ни у кого больше не видел такого трудолюбия и мастерства».
Роб: Майкл и Брюс оба ностальгировали и, может быть, были слегка суеверны. Когда мы работали в L.A., нам к паре песен надо было добавить хор, и они немедленно заявили, что его нужно записать в Westlake D, где записывали "Man in the Mirror". Брюс послал меня туда с его вожделенными микрофонами M49. Во время сессии все были в шоке: «Ведь Брюс никогда не выпускает их из виду, и никто кроме него никогда их не монтировал и не демонтировал!» Да, мне было страшно…
Подобные труд и рвение – это, кажется, как раз то, чего не хватает в современной музыке, во всяком случае, в музыке, популярной среди молодежи.
Роб: Не знаю, у скольких людей вообще достанет терпения и трудолюбия создавать такие песни, какие создавал MJ. А у нас уж точно никогда больше не будет таких бюджетов. Майкл между прочим говорил, что хочет завтра услышать какие-нибудь новые звучания малого барабана, и мы не спали всю ночь, записывая все драм-машины, какие могли найти, на MPC и EIIIxp. В буквальном смысле сотни сэмплов малого барабана были в его распоряжении. То же самое с бочками. Мэтт Форджер и Эндрю записали множество кассет с сэмплами ударных: дерево, металл, кухонная утварь, инструменты – все это было записано в EIII. Брюс часами сидел, пробуя различные звуки из своей собственной MPC-библиотеки. Однажды между проектами Брюс и Рене взяли в аренду целую кучу малых барабанов для составления библиотеки. Это была постоянная погоня за, как выражался Брюс, «звуками, которое еще не слышало ухо».
Помню, однажды где-то в середине 90-ых я пытался взять в аренду кое-какие инструменты – сэмплеры, предусилители Neve, микрофоны, и т.д. И то ли в Toy Specialist, то ли в Dreamhire мне сказали, что команда Майкла Джексона на несколько недель (или даже месяцев?!) забрала у них практически все железо со склада. Этот сукин сын подгреб под себя все оборудование Нью-Йорка!
Роб: Верю-верю! Мы привозили клавишные в Нью-Йорк из ЛА, и ребята из студии покупали аппаратуру постоянно. Ближе к концу MJ и Брюс поручили мне обзвонить всех производителей синтезаторов и, пользуясь их громкими именами, спросить, есть ли какие-нибудь прототипы или новинки, которые еще не вышли на рынок. Yamaha прислала нам невыпущенный VP1, и мы получили ранний Wavedrum от Korg. Кажется, в какой-то момент у нас были все Neve 1073, имевшиеся в Нью-Йорке.
Роб, когда после блеска 80-ых Майкл Джексон достиг этапа «затишья» в карьере, как вы к этому относились? Что вот, перед вами человек, который «горел так ярко, что сжег все свое топливо»? Что эпоха креативности и экспериментов ушла, что он уже оставил немыслимое наследие, которого любому хватило бы на всю жизнь? Что отчасти он потерял хватку, что у него кончились хорошие песни?
Роб: По моим ощущениям на HIStory искра все еще была. Я считаю, некоторые песни на этом диске – лучшие в его карьере. Конечно, они более личные. И, поскольку я не работал с ним до этого, мне трудно судить о предыдущих альбомах. Как я уже говорил, я не был поклонником до тех пор, пока не начал с ним работать. Меня тогда гораздо больше интересовала возможность поработать с Брюсом и поучиться у него. Но как только я познакомился с MJ и поработал с ним, мне начала нравиться его музыка.
Насколько хорошо MJ разбирался в оборудовании и производственных аспектах процесса записи? Был ли у него любимая марка микрофонов / предусилителей? Участвовал ли он в построении вокальной цепи или микшировании вокальных эффектов? О вещах, которые он покупал себе домой, ходят легенды, но увлекался ли он оборудованием для записи?
Роб: Он в основном оставлял это инженерам. Но время от времени он вспоминал о каком-нибудь звуке, который ему понравился, и просил что-нибудь. Однажды он поручил мне и Мэтту Форджеру найти OB-1. Мне кажется, он был склонен ассоциировать музыкантов с определенными звучаниями, а к оборудованию был по большому счету равнодушен.
MJ был моим героем, он – один из людей, которые повлияли на меня больше всего и благодаря которым я пою. Играл ли Майкл на каких-нибудь инструментах, или все свои идеи он коммуницировал голосом?
Роб: По этому поводу у меня как раз есть хорошая история. Майкл хотел писать вместе с Дэвидом Фостером, и мы оборудовали для них великолепную комнату с низким звукопоглощением в Hit Factory Studio 1. Там был рояль Yamaha, любимые синтезаторы Дэвида, ковры, диваны, виброфоны. Мы все вышли, кроме Эндрю Шепса, который остался в аппаратной, чтобы убедиться, что все в порядке. Майкл и Дэвид перебрасывались идеями, и в какой-то момент Дэвид все никак не мог понять, какие аккорды Майкл хочет услышать. Он сказал: «Сыграй их». Майкл ответил: «Не могу, я ужасно играю на пианино». Дэвид настоял: «Покажи все равно». Через пару минут треньканья он остановил Майкла со словами: «Да, и правда ужасно».
Я слышал, что он хорошо играл на ударных, но сам этого никогда не видел. Вообще же он пел, вытанцовывал и передавал с помощью битбокса все партии, какие хотел услышать.
Джон: Кстати, кто-то спрашивал о мастерстве Майкла в области написания и записи песен. Скажу вот что. Я записывал и микшировал его демо-запись песни "The Girl is Mine", и видел, как он каждому музыканту объяснял, что нужно играть. Да, иногда это требовало некоторого поиска, потому что он не владел музыкальным языком в совершенстве, но в конце концов музыкант находил тот самый аккорд, который Майкл слышал у себя в голове, и Майкл восклицал: «Да, оно!» Мы даже записали струнную партию на демо. (Около 12 музыкантов, насколько я помню. Наверное, 6 скрипок, 2 вторых скрипки, 2 альта, 2 виолончели?) Финальный микс этого демо, который я сделал, был (кажется) выпущен в прошлом году на каком-то немецком сборнике MJ… Я постараюсь достать копию, потому что то демо практически совпадало с финальным вариантом песни, сделанным Куинси Джонсом. Струнная аранжировка и все остальное – практически идентичны. Так что эта аранжировка по сути полностью создана Майклом. Он толком ни на одном инструменте не умел играть, но определенно слышал в голове музыку и просил других идентифицировать то, что он слышал. Он всегда прекрасно знал, что делает!
Есть ли записи его битбокса?
Роб: Его можно услышать прямо в песнях. Он точно есть в "Too Bad" и "Tabloid Junkie". Самый явственный – в "Stranger in Moscow".
Ничего себе… звучит как драм машина. Очень, очень хорошая обработка (и я не удивлюсь, если ее там почти нет
Роб: Трек "Stranger in Moscow" прямо начинается с битбокса MJ. Эндрю Шепс потратил на него совсем немного времени: перевел оригинальный битбокс в synclav и вырезал промежуточные куски. Не помню, была ли это изначально запись на микрокассете, но фонового шума было много. Помимо этого, в общем-то, никакой обработки.
На треках "Tabloid Junkie" и "Too Bad" битбоксовые петли слышны повсюду. Либо те, что MJ записал на микрокассету, либо сделанные во время записи вокальных партий. И опять же, почти без обработки, за исключением обрезки и закольцовывания.
Какие кассеты использовал Майкл? (шутка)
Роб: Хороший вопрос! При работе с Майклом идеи приходили так быстро, что у нас было множество диктофонов в каждой комнате. Так что, почти все, что он говорил, куда-то записывалось.
Джон: Кстати, соглашусь с Робом в том, что в HIStory есть сильные вещи. Это был немного странный проект, так как (насколько мне известно) он начинался как сборник лучших песен, может быть, с парочкой новых композиций, но по ходу дела Майкл вдохновился на двухдисковый проект: один диск Greatest Hits, и один – с новым материалом. Роб, поправь меня, если я ошибаюсь.
Мои любимые вещи с альбома – это "Stranger in Moscow" (на мой взгляд, одна из лучших песен MJ), "Smile", "Money", "Earth Song", "They Don't Really Care About Us" и титульная вещь. С титульной композицией, "HIStory", у некоторых из нас связано особое воспоминание. По просьбе Майкла Мэтт Форджер, еще один инженер, работавший над разными частями проекта, составил акустический коллаж из всех нас, перечисляющих известные исторические даты. Он ловил нас по одному со своим переносным звукозаписывающим оборудованием и давал нам по две-три строки текста… Мне нужно послушать запись, чтобы вспомнить, какие строки – мои, но эти голоса, которые вы там слышите, – это все голоса людей, работавших над альбомом. Должен сказать, это честь – слышать собственный голос в песне Майкла Джексона наряду со многими другими, кто работал над проектом.
Вчера я встретил человека, который работал над некоторыми технологиями для готовившихся концертов, и он сказал, что они должны были быть революционными и потрясающими. Это очень в духе Майкла – всегда стремиться сделать лучше, больше, огромнее. По CNN сейчас показывают клип с последних репетиций, и хотя Майкл, кажется, выкладывается не полностью, все же печально, что концерты не состоялись. Думаю, они были бы потрясающими.
Роб: Ты прав. Несколько новых песен, планировавшихся изначально для HIStory, превратились в целый CD. Мы отказались от примерно 40-ка песен, чтобы оставить те 14, которые туда в итоге попали.
У вас есть какие-нибудь личные фото или видео, на которых вы работаете с Майклом, или какие-нибудь вырезанные фрагменты песен, которые вы храните на память?
Роб: На этой сессии камер не было. Все пленки тщательно охранялись и по окончании записи отправлялись в хранилище MJ.
Расскажите, пожалуйста, о "They Don't Care About Us" – о том, как создавалась песня. В версии, вышедшей синглом, добавлены ударные, отсутствующие на альбомной версии.
Еще, действительно ли на место спорных Jew и kike были вставлены новые слова, или же их просто замаскировали звуковыми эффектами? И какими эффектами?
И еще: в титульный трек "HIStory" позже добавили новый микс. Можете об этом подробнее рассказать?
Роб: Как я слышал, песню "They Don't Care About Us" MJ написал очень давно, и она воскресала на каждом альбоме. Наконец, мы довели ее до ума на HIStory. Она долгое время существовала только в виде клик-трека: Майкл и Брэд каждый день добавляли к ней ударные, а мы с Эндрю выстраивали библиотеки сэмплов по ночам. Толчки, хлопки, удары. Базовый ритм начали делать на MPC, остальные ударные добавили на EIII и EIIIxp. Основной ритм – это брэдовская 909. Некоторые клевые звуковые эффекты были добавлены в самом конце Чаком Уайлдом. Связующая партия в этой вещи просто убойная. Мы приглашали кучу программистов и гитаристов, и каждый записал свою 24-трековую кассету – Джейсон Майлз, Джефф Бова, Тревор Рэбин, Слэш и многие другие. Бедному Эдди пришлось под конец записи сидеть вместе с MJ и все это упорядочивать так, чтобы поместилось на 3348 мастер-пленку. Вот тут как раз и вступаю я со своей гитарой. После того, как Тревор и Слэш отыграли свои партии, кто-то понял, что они сыграли не те ноты в главном рифе связующей части. Меня привлекли, чтобы их переиграть. Я молился каждый раз, когда перекомпилировали это место, и моя партия в итоге дожила до конца. Так что я впервые упомянут на чьем-то альбоме как гитарист, и этот кто-то – Майкл Джексон!!!
Дополнительный ритм вроде бы был добавлен в рамках создания видеоклипа.
«Оскорбительные» слова были вырезаны и заменены эффектами после скандала в прессе. Забавно: вот я, еврей, слушал эту песню больше года и ни разу не оскорбился.
Насчет нового микса в "HIStory" не знаю – его добавили позже.
На этом альбоме вы использовали программные барабаны или иногда записывали настоящие акустические ударные?
Роб: Всегда программные, кроме "Earth Song". Этот трек был начат до HIStory Биллом Ботриллом.
Сколько обычно занимал весь процесс от начала создания песни до получения законченного трека?
Роб: Некоторые вещи были начаты еще во время тура. На самом деле не было таких песен, которые мы закончили бы рано и отложили в готовом состоянии. Джем и Льюис с Далласом пришли в проект примерно через год после начала, так что у песен, написанных с ними, самый короткий цикл: 4-5 месяцев. Но над большей частью треков работали все 18 месяцев.
Остались ли у MJ невыпущенные (никем не слышанные) песни с тех сессий? Много ли?
Роб: Много. Мы работали над, примерно, 40-ка треками. Некоторые из них потом попали на Blood on the Dancefloor. Уверен, у него куча невыпущенного материала…
В “This Time Around” Майкл говорит Shit, а раньше тут упоминали, что он не ругался и поэтому даже получил студийную кличку Smelly. Как же тогда получилось, что он ругается в этой песне?
Роб: Не знаю, кому удалось добиться, чтобы MJ сказал sh*t. Это редкость!!!
Можете что-нибудь рассказать о песне “Little Susie”? Ее аранжировка в основном оркестровая. Это очень мрачная песня, непохожая на все остальное, что мы слышали у Майкла. Есть ли у вас информация о вступлении к этой песне?
Роб: “Little Susie” изначально была записана с оркестром (с которым, кажется, договорился Джеофф Грейс), а потом, позже перестроена и переоркестрирована Стивом Поркаро. Кажется, после того, как трек был готов, MJ решил поменять тональность или темп… не помню точно. Для этого привлекли Стива – на этот раз все уже было сделано с помощью синтезаторов. Эндрю Шепс помогал ему в программировании.
Звук музыкальной шкатулки – это сэмпл, который сделали мы с Эндрю. Мы купили кучу этих шкатулок, раскурочили их и сделали набор сэмплов в EIIIxp. Через DPA 4006 в 1084, если я правильно помню. Брэд Баксер потом сыграл партию для вступления. Мы пригласили маленькую девочку, которая напела мелодию музыкальной шкатулки. Звук открывающейся двери и шаги – это имитация с помощью звуковых эффектов.
Вам довелось поработать над "Tabloid Junkie"? "Tabloid Junkie" и "Jam" – мои самые любимые песни. Было бы очень интересно услышать что-нибудь о записи "Tabloid Junkie".
Роб: Я немного работал над "Tabloid". Джимми принес этот трек в почти законченном виде, и он же записал вокал с MJ. По-моему, Эндрю по большей части присутствовал при этом. Диктор новостей в этой песне – это сам Эндрю!!! Кто-то здесь спрашивал по поводу битбокса MJ – вот в этом треке как раз есть отличные примеры. Самым веселым моментом в работе с Джимми были игры в H.O.R.S.E. (разновидность баскетбола). Как только выдавалась свободная минутка, мы бежали на улицу покидать мяч в кольцо.
В то время, когда началась работа над "Tabloid", я практически целые дни проводил с Брюсом, а ночи – с Рене Муром. "Jam" был записан не при мне, но его написали Брюс и Рене, с которыми я много работал во время и после HIStory.
У кого права на выпуск поздних записей MJ?
Роб: Насколько мне известно, компания Майкла владеет всеми правами на его записи. Так что, в итоге тот, у кого будет контрольный пакет акций этой компании, видимо, и получит права на выпуск новых песен.
Источник http://community.livejournal.com/mj_ru/87142.html
Отредактировано Lylysya (2010-01-31 19:19:58)