( продолжение ) :
Глава 2
Детское простодушие.
Дети – это напоминание о том... что мы должны помнить.
ШБ: Ты теперь не только сын, но и отец. Это изменило твое восприятие детства и невинности ?
МД: Скажу тебе так. Я думал, что готов стать отцом, но оказалось, я ошибался !
Всю свою жизнь я читал о том, как чудесны дети. Люди недоумевали:
«Да что тебя так тянет к этим младенцам ?» Я постоянно читал книги
по детской психологии. Но это оказалось гораздо большее счастье !
Принс и Пэрис изменили меня во многом. Я учусь у них не меньше, чем они
учатся у меня. У детей учишься иметь доброе сердце и быть хорошим человеком.
Я пытаюсь быть таким же непритязательным и добрым, как они.
ШБ: То есть ты говоришь, что это не родители должны стараться вырастить детей так,
чтобы те отражали их ценности, но это почти как если бы Бог давал нам детей,
чтобы мы сами смогли вновь стать детьми ?
МД: Я на самом деле так считаю. Дети – это как будто напоминание о том,
какими мы должны оставаться, о том, что мы должны помнить.
Когда апостолы спорили между собой, кто самый великий в глазах Иисуса,
Иисус сказал им: «Пока вы не начнете вести себя, как это дитя…
умалите гордыню, как это дитя…» И это правда.
ШБ: Но как тебе удалось сохранить присущие детям качества
при таком давлении и столь высоких ожиданиях от тебя ?
МД: Это трудно даже объяснить. Я просто откровенен с собой.
Мне кажется, большинство людей неискренны с собой.
Я даю себе волю, выпускаю на свободу свою личность
в её самой чистейшей форме, и это и есть простодушие.
ШБ: То есть ты отринул давление окружения, ты не собираешься становиться тем,
что хотят видеть в тебе люди. Но тебе пришлось заплатить за это ?
МД: Да, огромную цену. Но я никогда не потеряю своей детской сущности,
потому что таково мое сердце. Оно так и не выросло со мной – не знаю, почему.
И не хочу, чтобы вырастало. Я вижу жизнь так, как видят ее дети.
Когда они что-то чувствуют, я чувствую то же.
ШБ: Так значит, многие из нас теряют детское простодушие.
Как мы попадаем в заблуждение, что простодушие – это плохо ?
Почему расточаем свое природное сокровище, детскую естественность,
и становимся такими, какими хотят видеть нас окружающие ? Одна из твоих
особенностей, Майкл, - в том, что ты рано увидел две стороны зрелости :
Зрелость несёт разум и мудрость, но также и пустоту, искаженных ценностей.
МД: Мир вынуждает нас вырастать. Он вокруг нас, и он влияет на детей –
поначалу через других, старших ребят. Когда родители отводят детей в школу
и целуют на прощанье, что говорит им ребенок ? «Не надо, мам, мои друзья увидят !»
Разве же это плохо : продемонстрировать ребенку свою любовь ? Но мир уже повлиял
на тех, других детей. Они дразнятся: «Это не круто… А я теперь крутой !»
Им уже привито такое восприятие.
ШБ: Конформизм и давление среды делают свое дело и гасят искру индивидуальности.
Знаешь, как Авраам Линкольн сказал: все мы рождаемся божьими подлинниками,
а умираем человеческими копиями.
МД: Великолепно. Как точно, не правда ли ?
ШБ: Нашим детям рассказывают большую красивую ложь. Быть ребенком считается не круто.
Детей подталкивают к вере в то, что «быть взрослым», испробовать «взрослые» вещи –
лучше, чем оставаться ребенком. Что это лучше, чем простодушие и свобода детства.
А потом, когда они становятся старше, мы не можем понять, почему их жизни выстроены
на столь шаткой основе. Они словно деревья, не имеющие корней.
МД: Если бы мне не пришлось испытать столько взрослых впечатлений в детстве,
я бы гнался за ними сейчас, чувствуя, что иначе упущу что-то важное.
Из любопытства люди хотят увидеть мир, который их окружает.
Но я уже видел его и делал все это.
Зато я буду тем, кто скажет: «Послушайте! В вашей жизни сейчас –
самый чудесный, волшебный период. Не пытайтесь вырасти раньше времени !
Не пытайтесь стать похожими на кого-то другого ! У вас ещё вся жизнь впереди на то,
чтобы побыть взрослыми. Волшебство – здесь».
Дж. М. Барри, написавший «Питера Пэна» описал это лучше кого бы то ни было.
Когда его младший брат умер в возрасте двенадцати лет, он почувствовал зависть,
потому что понял, что брату не придется вырастать. Он навсегда останется мальчишкой,
и в этом настоящее золото. Это и вдохновило Барри на книгу о Питере Пэне.
Правда, «Питер Пэн» вырос из этого переживания. Автор чувствовал,
что его брат навсегда останется мальчишкой, и так оно и было.
ШБ: Ты познал секрет, как остаться вечно юным ?
МД: Сердцем – да.
ШБ: Неужели вся ненависть, с которой тебе пришлось столкнуться, никак тебя не испортила ?
Ты никогда не чувствовал горечь? Люди превращаются в циничных взрослых, потому что
иногда шрамы, оставленные этим миром, болят, и боль разрушает людей изнутри.
Они не могут позволить себе оставаться наивными и чистосердечными в целях
самозащиты. Как тебе удалось подняться выше этого ?
МД: Я остаюсь выше этого, потому что верю в правду. Я верю в детей —
в то, что нужно снова стать ребенком в душе. Если бы только мы могли
всех научить верить детям… Я думаю, секрет в этом. Честное слово.
ШБ: Ты видишь природу как мир ребенка, а город как мир взрослого ?
МД: Да, уличная жизнь совершенно чужда мне. Я ненавижу город. Я люблю природу.
Мне нравится изящество и нежность природы и то, как легко ей быть великодушной.
Она лишь дарует. Это прекрасно !
ШБ: Когда ты строил Неверлэнд, ты задумывал его как особое место, где ты чувствовал бы
себя в защищенности, где ты мог бы уединиться и в котором черпал бы силы ?
МД: Да, где я мог бы гулять, зная, что за мной не следят, чувствовать единение с природой,
лазать на дерево, и делать всё то, чего мне не довелось делать в детстве. И я обожаю это!
Когда я сижу на этом дереве, окруженный миром веток и листьев, и слышу журчание воды
внизу, я блаженствую. Я в настоящем раю и чувствую, что все мне под силу. И так же
я себя чувствую рядом с детьми. Мне все под силу, мои возможности не знают границ.
ШБ: Если бы ты привел взрослых всего мира в Неверлэнд, думаешь,
это было бы чем-то вроде крещения ?
МД: Однозначно. Я не представляю, как это может не изменить человека !
Нас притягивает вода. Есть в наших душах что-то, что требует воды.
Мы стекаемся на пляжи, даже если не купаемся. Мы паркуемся там просто
чтобы посмотреть на успокаивающий океан. Это как терапия, как медитация.
Как пища для души – она нам необходима. В этом, как мне кажется, и есть роль природы.
Она необходима нам. Многие великие творцы, которых знала история, оказавшись в тупике,
выходили в лес и возвращались с новыми силами. Нам это необходимо.
Для этого и нужны отпуска.
Наибольшую радость мне доставляет видеть детишек, играющих в красивой местности,
где есть вода, деревья. Я люблю озера за их неподвижность ( от вида океана мне немного
неуютно ), и чтобы рядом играли дети, и кругом трава, холмы. Нет ничего более волшебного !
ШБ: Похоже, что взрослые, начав жизнь великими людьми, позже мельчают.
Боль и жизненные злоключения истощают их личности. Некогда ласковые
и добрые дети, они постепенно мрачнеют. Как плод, который срывают с дерева :
в первые дни он сочен, но потом начинает увядать. Дети ведь гораздо ближе
к природному началу, не так ли, и потому добрее. Но как нам научить взрослых
не становиться меркантильными, озлобленными и одинокими ?
МД: Знаменитости пытаются быть такими, какими они хотят, чтобы их видел мир.
«Пора мне вести себя на 18 лет, пора вырасти. Пойдем, подцепим девочек !
Пойдем, потанцуем, пойдем, оторвёмся!» Они считают, что должны
соответствовать тому образу, что показывают на большом экране.
Но это чья-то чужая теория, чужая концепция того, как надо жить.
Это не значит, что надо ей следовать. Они забывают о том, что волшебство — здесь.
ШБ: Так я хочу спросить тебя, что для тебя значит Неверлэнд ?
Ты вложил в это место помыслы, деньги и душу.
Ты пытался создать какое-то подобие Эдема, Рая ?
МД: По правде говоря, я просто создавал мир, каким хотел бы его видеть,
наполнял свою жизнь вещами, которые мне не довелось испробовать в детстве,
такими как аттракционы и кинотеатры. Я хотел иметь всё, что мне нравилось делать,
на своей территории, потому что знаю, что не могу выходить в мир. И мне хотелось,
чтобы это было место, куда будут приезжать больные малоимущие дети со всего мира –
рай для них, где они будут чувствовать себя в безопасности. Или дети из бедных районов,
которые никогда не видели подобных вещей… чтобы они могли подышать свежим воздухом,
увидеть горы и все такое. Природа лечит.
ШБ: Но всё это для того, чтобы забирать детей туда из реальности ?
Или чтобы дети могли окунуться в эту атмосферу и распространить её ?
Ты хочешь сделать таким остальной мир ?
Неверлэнд – это модель или пристанище ?
МД: Ты знаешь, это отличное предположение — про модель, — потому что люди,
побывавшие там, после чувствуют себя гораздо лучше. Они чувствуют себя
помолодевшими, исцеленными… я это видел ! Неверлэнд преображает людей.
Природа и любовь делают своё дело. В этом мире я живу.
ШБ: То есть он похож на Райский сад, где все наслаждения земли —
музыка, красота животные, что мирно живут с людьми, — находятся под рукой.
************************************************
Девы, признаюсь, текст я взяла на себя наглость
подсократить, выбрав главное ( на мой взгляд ).
Но если интересно, полностью можно почитать здесь
( очень советую ) :
http://community.livejournal.com/mj_ru/165617.html
Под переводом, кстати, очень интересные комментарии.
Продолжение напишу позже ( если интересно ), нужно ?
Отредактировано Алиса в Стране Чудес (2011-03-16 06:20:20)