Очень интересная статья (http://thewallmagazine.ru/medicina-i-sl … iy-sintez/)
МЕДИЦИНА И СЛОВЕСНОСТЬ: ТВОРЧЕСКИЙ СИНТЕЗ
О том, что Антон Павлович Чехов и Михаил Афанасьевич Булгаков были врачами, известно, пожалуй, всем. Однако представителей этой благородной профессии среди писателей гораздо больше, и, несмотря на то, что опыт занятий врачебной практикой по – разному отразился на творчестве каждого из них, лишним он точно не был.
Писатель Василий Аксёнов родился 20 августа 1932 года в семье председателя Казанского горсовета Павла Васильевича Аксёнова и Евгении Соломоновны Гинзбург. В 1937 оба родителя были репрессированы, а мальчик был отправлен в костромской детдом для детей заключенных, откуда через год его забрали родственники отца. Когда Аксенову исполнилось 16 лет, он переехал в Магадан, где на поселении находилась его мать. Евгении Гинзбург добилась разрешения на приезд сына, выйдя из лагеря в 1947 году. Их встречу она в последствии опишет в своем автобиографическом романе «Крутой маршрут».
Именно родители рекомендовали Аксенову поступать в медицинский, «чтобы было больше шансов выжить, если его посадят»[1]. Сначала будущий писатель поступил в Казанский мединститут, однако, вскоре был отчислен из-за судимости родителей. Аксенов добился восстановления, но после сразу перевелся в Ленинградский первый медицинский институт, который окончил в 1956 году и получил распределение в Балтийское морское пароходство, но визу ему так и не дали. Аксенов успел поработать карантинным врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту и в туберкулезной больнице в Москве до того, как в 1958 году в журнале «Юность» были опубликованы его первые рассказы «Факелы и дороги» и «Полторы врачебных единицы». В 1960-м свет увидела повесть «Коллеги», в которой явно проступает недавнее медицинское прошлое автора и присутствуют автобиографические элементы. Герои повести – три молодых врача, только что окончивших Ленинградский мединститут, ищущих свое место в профессии и в жизни.
В 1961 году выходит повесть «Звездный билет», где один из ключевых персонажей, Виктор Денисов– «космический врач». Позже будут «Апельсины из Марокко», «Пора, мой друг, пора», «На полпути к луне», «Поиски жанра», «Ожог», «Скажи изюм», «Московская сага», «Вольтерьянцы и вольтерьянки» — и нигде Аксенов не оставляет без внимания медицинскую тему, в каждом из этих произведений так или иначе в сюжет вовлечены медики (будь то главные героя произведения или даже случайные соседи и попутчики персонажей как в «Пора, мой друг, пора»). Наконец, в произведениях Аксенова в большом количестве присутствует медицинская лексика, можно найти огромное количество упоминаний всевозможных медицинских инструментов. Еще одна отличительная черта Аксенова, как писателя с медицинским образованием, – натурализм, особенно ярко проявляющийся в его более поздних работах.
«Заканчивая школу, я уже твердо решил, что стану писателем. Поэтому поступил в медицинский институт»[2]
В 1963 году он заканчивает 1-й Московский медицинский институт имени И.М. Сеченова, после чего несколько лет работает на «скорой помощи».
Литературную деятельность Горин начал в студенческие годы в КВН, первая публикация появилась в 1960 году в «Литературной газете», первый рассказ – в журнале «Юность».
«Учась в медицинском институте, а затем работая врачом в Москве на станции «Скорая помощь», я продолжал писать рассказы и фельетоны. При этом настолько усовершенствовал себя в создании смешных ситуаций, что вскоре был принят в Союз писателей, но вынужден был оставить медицину в покое»[3]
Первые опыты Горина были сатирическими играми, в которых он обличал популярные стереотипные типажи: нерадивый официант, наглый дворник. Рассказ «Остановите Потапова!» принёс Горину писательскую славу. Потом появилась написанная совместно с Аркадием Аркановым пьеса «Свадьба на всю Европу»; категорически запрещённый к постановке «Банкет». К середине 1970-х Горин уже состоялся как опытный драматург. Знакомство и дружба с Марком Захаровым открыли новый этап в творчестве Горина. Он написал сценарии почти ко всем фильмам режиссёра: «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», «Убить дракона», «Дом, который построил Свифт». Позже появились самостоятельные пьесы «Королевские игры», «Шут Балакирев».
Сергей Васильевич Лукьяненко родился 11 апреля 1968 года в Каратау в семье врачей Будущий писатель пошел по стопам родителей и окончил Алма-Атинский государственный медицинский институт.
Первый научно-фантастический рассказ Лукьяненко был опубликован в 1988 году в журнале «Заря». В 1992 году писатель заканчивает институт и в течение года работает врачом-психиатром. Однако все это время Лукьяненко много работает (в период с 1990 по 1992 год были написаны три романа – «Принцесса стоит смерти», «Планета, которой нет» и «Стеклянное море», объединенных в цикл «Лорд с планеты Земля»; в конце 1992 выходит роман «Рыцари Сорока Островов» и первый авторский сборник «Атомный сон», за которую в следующем году Лукьяненко получает свою первую премию «Старт»).
Интересно то, что Лукьяненко – не просто писатель с медицинским образованием, но писатель-фантаст. Казалось бы, для врача характерны более материалистический и скептический взгляд на вещи и отрицание чего-либо сверхъестественного. Возможно, особое значение имеет специфика специальности автора, позволяющей выйти чуть дальше за рамки привычного восприятия мира.
Не менее очевидно и то, что медицинское образование оказало заметное влияние на творчество Лукьяненко: об этом говорит как изобилие медицинских терминов, так и акцентирование внимания читателя на биологических (физиологических) подробностях. Зачастую в произведениях Лукьяненко медицинские идеи становятся сюжетообразующими. К примеру, по словам самого автора, одним из ключевых мотивов романа «Геном», является «генетическая модификация людей, разделившая цивилизацию на «спецов» — людей, приспособленных к какой-либо профессии, и «натуралов» — людей, генетически не измененных», что также отсылает к медицинскому бэкгаунду писателя[4].
Формируя специфическое восприятие мира, особый, «врачебный» взгляд на вещи, медицинское образование, безусловно, влияет как на стиль писателя в целом, так и на то, какие вопросы он поднимает в своих произведениях. Но особенно интересно то, насколько сильна эта взаимосвязь между врачеванием и писательской деятельностью. При этом случаи, когда литератор оставляет писательскую деятельность и посвящает себя медицине, достаточно сложно представить, поскольку это кажется неестественным. Однако обратная ситуация уже воспринимается как нечто вполне вероятное. Почему так происходит?
Принято считать, что медикам присущ более трезвый взгляд на жизнь (пресловутый врачебный цинизм), поэтому им легче отделить первостепенное от несущественного. Возможно, получив ответы на вопросы материальной природы, разобравшись в физиологии, изучив сложное строение организма и приобретя знания о биологических потребностях, человек начинает задаваться вопросами духовного толка? Иначе как еще можно объяснить то, что писательская карьера была и остается такой желанной для медиков? И то, что писатели из врачей, получаются, как правило, хорошие?
Автор: Нина Михайлова
Примечания:
[1] Аксенов, Василий. Советский и российский писатель // https://lenta.ru/lib/14162464/
[2] Григорий Горин. 208 избранных страниц. – Москва: Вагриус, 1999
[3] Там же.
[4] Михаил Каган – Пономарев. Литераторы – врачи: Очерки и подходы с приложением библиографического словаря. – М.; Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Ин-т компьют. исслед., 2010